Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Расширенный поиск

Из опыта лингвистического описания типов и видов диалога в современном русском языке

https://doi.org/10.25587/n0104-9266-2426-o

Аннотация

На современном этапе развития науки о языке в результате активного изучения продуцируемой устной речи установлена необходимость овладения диалогической речью. Устная речь предполагает лингвистическое описание диалога в современном русском языке по цели общения и по структуре. Актуальность работы подтверждается тем, что обобщаются данные диалогической теории русистов Л. П. Якубинского, М. М. Бахтина, Н. Ю. Шведовой, Н. Д. Арутюновой, Е. М. Галкиной-Федорук, Н. И. Голубевой-Монаткиной, А. Н. Баранова. Впервые предметом исследования в статье стали фундаментальные работы о русском диалоге китайских лингвистов: Сюй Венюй (徐翁宇), Цуй Вэй (崔卫), Ван Фусян (王福祥), Чжан Юйчжу (张玉柱), Чжан чонши (张崇实), Цзян Хун (姜宏), Цзэн Чунин (曾春英), Ван Жун (王蓉), Лю Юйху (刘宇红), Лю Кенхун (刘肯红), Ван Яфан (王雅芳), Ван Синьи (王辛夷), Ван Вэньчжун (王文忠). Цель статьи - на основе изучения теоретических трудов русских и китайских учёных дать лингвистическое описание видов и типов диалога в русском языке. Для достижения цели исследования были использованы следующие методы: описательный метод, лингвистический метод, сопоставительно-типологический метод, методы комплексной выборки материала, статистический метод. В работе описываются в основном два класса диалогов: информационный и интерпретационный. Информационные диалоги - это сообщения партнёрами новой информации по предмету диалога; интерпретационные диалоги характеризуются тем, что партнёры дают в репликах разную интерпретацию темы. Даётся описание лингвистического опыта классификации диалогов: диалог-планирование совместных действий; обмен информацией; обмен впечатлениями; грамматические, тематические и ситуативные диалоги в русской устной речи. Предлагается лингвистическое описание диалогических единств в русском языке: двучленных, трёхчленных и многочленных. Реплики диалога обобщаются в специальных таблицах. Теоретическая ценность исследования состоит в том, что материалы статьи могут внести определённый вклад в разработку теории развития диалогической устной речи.

Об авторе

Ц. Юань
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия


Список литературы

1. Ень Х. Рассмотрение особенностей преподавания русского языка в Китае из исторического вспоминания / Русский язык в Китае: научный журнал (ежеквартально). - 1999. - № 4 (выпуск 83). - С. 1-7. - На кит. языке.

2. Хан Л., Сюй Х. Изучение русского диалога в Китае / Вестник хэйлунцзянского педагогического колледжа. - 2008. - т. 27. - № 7. - С. 133-135.

3. Сюй В. Очерки по современной русской разговорной речи. - Шанхай.: Шанхайское издательство обучения иностранным языкам, 2000. - 303 с.

4. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Диалог, виды диалогов / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина // Речевая коммуникация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://diplomconsult.ru/preview/3997948/page:36/ 10.11.2019

5. Ипполитова Н. А. Педагогическая риторика. - М., 2001. - 386 с.

6. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 576 с.

7. Акишина А. А., Каган О. Е. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык. Курсы, 2002. - 256 с.

8. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.

9. Горшкова В. В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии: учебное пособие. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. пед. ин-та, 1997. - 123 с.

10. Дмитриева Е. Н. Методика обучения устной речи // Методика обучения русскому языку в национальной школе: 5-11 классы / [авт.: К. Ф. Федоров и др.; редкол.: Е. Н. Дмитриева и др.] - 2-е изд., доп. и перераб. - Якутск: Бичик, 2005. - С. 312-320.

11. Как это по-русски? : практикум по развитию устной речи / С. И. Кокорина, И. Э. Давкова, И. И. Жабоклицкая, Н. М. Мосунова, Е. Г. Суворкина. - 3-е изд., стер. - М.: Флинта, 2019. - 392 с.

12. Критарова Ж. Н. Проблемы диалога культур русской литературы (культуры) с культурами других народов [Текст] / Русский язык в национальной школе. - М. - 2012. - № 4. - С. 56-59.

13. Кучинский Г. М. Диалог и мышление. - Минск, 2004.

14. Львова С. И. Язык в речевом общении / С. И. Львова. - М.: Просвещение, 2000.

15. Методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие для вузов [Текст] / И. П. Лысакова, Г. М. Васильева, С. А. Вишнякова [и др.; под ред. проф. И. П. Лысаковой]. - Москва: Русский язык. Курсы, 2016. - 320 с.

16. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии: наука о душе. М.: гуманитар.-издат. центр Владос, 2001. - 206 с.

17. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие / А. Н. Щукин. - 6-е изд., стер. - М.: Флинта, 2019. - 508 с.


Рецензия

Для цитирования:


Юань Ц. Из опыта лингвистического описания типов и видов диалога в современном русском языке. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2020;(3):119-129. https://doi.org/10.25587/n0104-9266-2426-o

For citation:


Yuan C. From the experience of the linguistic description types and dialogue types in modern Russian. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2020;(3):119-129. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/n0104-9266-2426-o

Просмотров: 102


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-5404 (Print)
ISSN 2587-5620 (Online)