Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Расширенный поиск

Структурно-семантические особенности конструкций с упоминанием «сердца» в творчестве Анны Ахматовой

https://doi.org/10.25587/a7431-1066-2922-y

Аннотация

Выявляются основные постулаты художественного направления Серебряного века акмеизм, раскрывается концепция «одухотворенного тела Вселенной», восприятия мира как физиологического целого; раскрывается идея преемственности культурных и цивилизационных моделей в творчестве представителей акмеизма. Вводится понятие соматической лексики как важного пласта профессиональной и творческой сферы деятельности человека. Обосновывается концептуальная значимость соматической лексики, обозначающей названия частей тела, в творчестве А. Ахматовой в целом и важнейшего органа сердечно-сосудистой системы в частности. Обосновывается важность анализа и интерпретации данной лексики как составляющей части модели «человека телесного», воспроизводящего в себе самом гармоническое состояние окружающего мира. Интерпретируются статические данные, определяющие характер и количество упоминаний концепта «сердце» в стихотворном творчестве А. Ахматовой, приводятся контекстуальные и биографические сведения, способствующие более адекватному анализу, выводятся основные закономерности частотности употребления данного концепта. Раскрываются структурные модели конструкций, упоминающие «сердце»; выделяются наиболее продуктивные глагольные и субстантивные модели как воспроизводящие процессуальные и качественные характеристики целостного художественного образа; определяются семантические группы, соответствующие традиционным культурным интерпретациям и архетипам. Акцентируются основные трактовки «сердца» как вместилища чувств и мыслей, хранилища воспоминаний, источника творческих и духовных сил; подчеркивается наличие сугубо отрицательных трактовок, транслирующих отрицательные коннотации, связанные с сердцем: «каменное сердце», «расколотое сердце», «сгоревшее сердце», демонстрируются метафорические образы, непосредственно связывающие «сердце» со смертью, увяданием, эмоциональным выгоранием. Дифференцируются общекультурные и индивидуально-авторские ассоциативные ряды исследуемых единиц. Выдвигается гипотеза о сугубой значимости образа «сердца» в творчестве А. Ахматовой в рамках концепции «одухотворенного тела»; «сердца» как медиатора, определяющего взаимосвязь духовного и физического «я» лирического героя; влияние как внутренней, когнитивно-познавательной деятельности, так и внешних событий, затрагивающих эмоциональную и лирическую сферу субъекта, проводится идея о плодотворности дальнейших наблюдений за функционированием соматической лексики в творчестве А. Ахматовой в русле антропоцентрической модели.

Об авторах

Г. О. Папшева
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко»
Россия


Н. В. Голубцова
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко»
Россия


О. Н. Матвеева
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко»
Россия


Список литературы

1. Папшева Г. О., Голубцова Н. В., Матвеева О. Н. Соматическая лексика с компонентом «нога» в лирике А. Ахматовой // Гуманитарный научный вестник. - 2020. - N 6. - С. 221-226.

2. Никитина С. Е. Сердце и душа фольклорного человека // Логический анализ языка: Образ человека в культуре и языке / Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. - М.: Индрик, 1999. - С. 26-38.

3. Полтаробатько Е. Д. Категория «Телесности» в акмеистическом дискурсе (в сопоставлении с символистской и футуристической концепциями тела) // Вестник КГУ. - 2008. - Т. 14. - С. 122-124.

4. Голубцова Н. В., Матвеева О. Н., Папшева Г. О. Образ «человека телесного»: соматическая лексика с компонентом «рука» в лирике А. Ахматовой // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2020. - Т.13. - № 6. С. 37-42.

5. Ахматова А. Бег времени: избранные произведения. - СПб.: Азбука, 2018. - 384 с.

6. Ахматова А. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 1. Стихотворения (1904-1941). - М.: Эллис Лак, 1998. - 709 с.

7. Турскова Т. А. Новый справочник символов и знаков - М.: РИПОЛ Классик, 2003. - 800 с.

8. Дашиева Д. Б. Изучение соматической фразеологии в современной русистике // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - Вып. 10. - С. 70- 73.

9. Смирнов И. П. К изучению символики Анны Ахматовой (раннее творчество) // Поэтика и стилистика русской литературы. - Л., 1971. - С.279-287.

10. Синицына Н. В. Роль соматической лексики в формировании картины мира // Альманах современной науки и образования. - 2011. - №6. - С. 233-235.

11. Подгорная В. В. Телесность в языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - Т. 1. - № 2 (44). Ч.I. - С. 160-162.


Рецензия

Для цитирования:


Папшева Г.О., Голубцова Н.В., Матвеева О.Н. Структурно-семантические особенности конструкций с упоминанием «сердца» в творчестве Анны Ахматовой. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2020;(5):80-89. https://doi.org/10.25587/a7431-1066-2922-y

For citation:


Papsheva G.O., Golubtsova N.V., Matveeva O.N. Structural and semantic features of “heart’s” phraseological units in masterpiece by Anna Ahmatova. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2020;(5):80-89. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/a7431-1066-2922-y

Просмотров: 104


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-5404 (Print)
ISSN 2587-5620 (Online)