Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Расширенный поиск

Реминисценции Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского в рассказе Ю. В. Буйды «Карлик Карл»

https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.70.28412

Аннотация

Статья посвящена изучению проблемы влияния классического литературного наследия, в частности Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского на рассказ современного прозаика Ю. В. Буйды «Карлик Карл», что находится в русле исследовательских тенденций литературоведческой науки. В статье выявляются, во-первых, сходства героев классических и современного произведений через семантику имени и некоторые факты биографии; во-вторых, смысловые трансформации символов (часы с маятником, пляска), которые, отсылая к литературным первоисточникам, обусловливают идейно-художественную глубину рассказа Ю. В. Буйды, развивая идею спасения; в-третьих, образ ботинка/башмака как олицетворения счастья; в-четвертых, взаимосвязь образа собаки с мотивом движения души. Выявленные переклички между Н. В. Гоголем, Ф. М. Достоевским и Ю. В. Буйдой играют важную роль в определении сути конфликта человека и мира, а также этико-философской концепции рассказа, в центре которой находится дом как вместилище семейных ценностей, отражение идеала и счастья. В образе Карла, имя которого относит к личности Н. В. Гоголя, мрачная таинственность писателя сменяется странностью героя Ю. В. Буйды, который воспринимает тяжелую реальность как вполне счастливую. В отличие от погруженного в самоедство героя «Записок из подполья» Ф. М. Достоевского, чувствующего себя униженным, он не стремится осмыслить жизнь, а принимает ее. В использовании мотива танца Ю. В. Буйда несколько сужает его семантику, обозначая танец как часть микромира семьи Гомозковых, в то время как у Н. В. Гоголя пляска разрастается до размеров Вселенной. Ботинки в рассказе, сакрализуясь, с одной стороны, соотносятся с героем гоголевской «Шинели», для которого они были частью его самого, с другой стороны, возникает параллель с произведениями Ф. М. Достоевского, в которых башмаки олицетворяли как обустроенный, так и необустроенный, но чужеродный мир, оказывались символом самоуничижения, в отличие от рассказа Ю. В. Буйды, где ботинки, играющие сюжетообразующую роль, служат для выражения идеи счастья. Кроме того, у современного прозаика триада ботинки - церковь - невеста становится магистральной, символизируя духовное преображение. В финале «Карлика Карла» появляется явная параллель с заключительным эпизодом поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», изображающим стремительное движение в неизвестность птицы-тройки России. В отличие от классика Ю. В. Буйда утверждает идею о возможности ощутить счастье бытия через обычные житейские мелочи.

Об авторе

О. В. Сизых
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Россия


Список литературы

1. Ащеулова И. В. Сюжет о Гоголе и гоголевские сюжеты в современной русской литературе // Сюжетология и сюжетография. - 2014. - № 1. - С. 59-67.

2. Прохорова Т. Г. Внутренний сюжет цикла Ю. В. Буйды «Осорьинские хроники»: к вопросу о диалоге с Достоевским // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. - 2015. - Том 157. Кн. 2. - С. 200-214.

3. Трунин С. Е. Рецепция Достоевского в современной русской прозе: основные тенденции и типы // Вестник РУДН, Сер. Литературоведение. Журналистика. - 2010. - № 1. - С. 43-48.

4. Семыкина Р. С.-И. Ф. М. Достоевский и русская проза последней трети ХХ века. - Барнаул: БГПУ, 2008.

5. Горковенко А. Е. Диалектика реального и ирреального в творчестве Достоевского и Набокова // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты. - 2011. - № 2. - С. 100-105.

6. Хуснулина Р. Р. Столкновение добра и зла в романе Энтони Бёрджесса «Трепет намерения» (полемика с Ф.М. Достоевским) // Казанская наука. - 2016. - № 4. - С. 10-12.

7. Мароши В. В. Тройка как символ исторического пути России в литературе ХХ века // Филология и культура. - 2015. - № 2(40). - С. 204-209.

8. Иванова И. Н. Автор и персонажи Ф. М. Достоевского как субъекты диалога и объекты посмодернистской игры в современной отечественной прозе // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. - 2018. - № 2 (30). - С. 160-166.

9. Сорокина Т. В. Интертекстуальные стратегии Ю. Буйды // Ученые записки Казанского государственного университета. - 2010. - Том 152. - кн. 2. - С. 113-125.

10. Прохорова Т. Г. Метарефлексивный диалог с Ф. М. Достоевским в малой прозе Юрия Буйды // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2014. - № 6 (32). - С. 137-150.

11. Буйда Ю. В. Жунгли. - М.: Эксмо, 2010.

12. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 томах. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1972-1990.

13. Воропаев В. А. Рассказы из жизни писателя. - URL: https://www.portal-slovo.ru/philology/46523.php

14. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: В 14 томах. - М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1937-1952.


Рецензия

Для цитирования:


Сизых О.В. Реминисценции Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского в рассказе Ю. В. Буйды «Карлик Карл». Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2019;(2):103-111. https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.70.28412

For citation:


Sizykh O.V. N. V. Gogol and F. M. Dostoevsky Reminiscences in Yu. V. Buyda’s short story “Karl the Dwarf”. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2019;(2):103-111. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.70.28412

Просмотров: 92


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-5404 (Print)
ISSN 2587-5620 (Online)