Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Расширенный поиск

Архетипический концепт «вода» в ранних образцах калмыцкого эпоса «Джангар»

https://doi.org/10.25587/SVFU.2020.80.6.007

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению архетипического концепта «вода» в эпосе о Джангаре, который основан на сюжетообразующих ядерных темах и мотивах архаического эпоса. Именно в архаических системах скрыты мифологические истоки героического эпоса. Цель настоящей работы заключается в рассмотрении основных мифологических принципов, связанных с архетипическим концептом «вода». Новизна работы заключается в том, что впервые применительно к калмыцкому эпосу в комплексе рассматриваются архетипические значения, символика воды и ее амбивалентный характер. Предметом исследования являются три песни Багацохуровского цикла (1853-1862 гг.) неизвестных сказителей и одна песнь «Об Улан Хонгоре» (1901 г.) донского калмыка Б. Д. Обушинова. При анализе применены структурно-семантический, структурно-типологический и сопоставительный методы. Выявлено, что в ранних образцах калмыцкого эпоса коннотация архетипического концепта «вода» связана с ее мифологическими истоками как одного из первоэлементов мироздания, отражающегося в архаической бинарной логике как первая река с двойным течением или Огненная река, с семантической оппозицией «вода-огонь». Сюжеты песен восходят к мифологическим представлениям о хтоническом хаосе, что соответствует «главному мифологическому замыслу» - борьбе светлого с тёмным, переходу от хаоса к космосу. Прежде всего это представлено в двух сюжетообразующих эпических темах архаического эпоса - борьбе героя с чудовищем из Нижнего/Водного мира, что в основе своей является борьбой с хаосом и установлением космоса; и богатырском сватовстве, где суженая представляет хтонический мир. Знаменательно, что песням Багацохуровского цикла характерна тождественность Нижнего и Водного миров. Ранние образцы калмыцкого эпоса содержат мотивы о порождающей функции воды, изображенной посредством лечения водой и нового рождения богатыря, последнее связано с амбивалентностью рыбы. Поглощение богатыря рыбой есть смерть, а выплевывание есть его новое рождение. Вода в эпосе является маркером между мирами, жизнью и смертью, своим и чужим. Анализ образцов выявил переход от дуальной логики к троичной модели мира, что демонстрирует разностадиальные пласты, присутствующие в качестве эпическогофона и свидетельствующие о древности эпического ядра. Перспектива систематизации и описания мотивного фонда эпоса «Джангар» заключается во включении его в мировой фольклорно-мифологический фонд.

Об авторе

Д. В. Убушиева
Калмыцкий научный центр РАН
Россия


Список литературы

1. Мифы, легенды и предания калмыков / подготовка текстов, пер., вступит. ст., примеч., комментарии, указатели, словарь, сверка калмыцких текстов Т. Г. Басанговой, Т. А. Михалевой; отв. ред. А. А. Бурыкин, Е. Н. Кузьмина, В. В. Куканова, Г. Ц. Пюрбеев; Калмыцкий научный центр РАН. - М.: Наука - Вост. лит., 2017. - 367 с.

2. Мелетинский Е. М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона. - М.: Наука, 1979. - 228 с.

3. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса: ранние формы и архаические памятники. - М.: Вост. лит., 2004. - 462 с.

4. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский; Ин-т мировой литературы РАН. 4-е изд., репр. - М.: Вост. лит., 2006. - 407 с.

5. Мелетинский Е. М. Миф и историческая поэтика: Избранные статьи. Воспоминания. 3-е изд. доп. / отв. ред. Е. С. Новик; вступ. ст. С. Ю. Неклюдова; сост. библиографии Н. Ю. Костенко. - М.: РГГУ, 2018. - 695 с.

6. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. 2-е изд. испр. - М.: РГГУ, 2019. - 170 с.

7. Уланов А. И. К характеристике героического эпоса бурят. - Улан-Удэ: Бурят-Монгол. кн. изд-во, 1957. - 172 с.

8. Уланов А. И. Бурятский героический эпос. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1963. - 220 с.

9. Суразаков С. С. Алтайский героический эпос. - М.: Наука, 1985. - 256 с.

10. Неклюдов С. Ю. Мифология «Джангара» и проблема формирования памятника // «Джангар» и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов (мат-лы Всесоюзн. науч. конф. Элиста, 17-19 мая 1978 г.). - М.: Наука, 1980. - С. 97-105.

11. Неклюдов С. Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Эпос книжный и устный. - М.: Индрик, 2019а. - 592 с.

12. Михайлов Г. И. Калмыцкий «Джангар» и мифы // Вестник института. - Серия джангароведения. - Элиста. - 1976. - №. 14. - С. 3-27.

13. Кичиков А. Ш. Богатыри «Джангара» (о происхождении образов) // Вестник института. - Серия джангароведения. - Элиста, 1976. - №. 14.- С. 28-61.

14. Биткеев Н. Ц. Эпос «Джангар». 2-е изд. доп. - Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», КалмГУ, 2006. - 352 с.

15. Бакаева Э. П. Добуддийские верования калмыков. - Элиста: АПП «Джангар», 2003. - 358 с.

16. Манджиева Б. Б. К проблеме изучения мотивов калмыцкой богатырской сказки и героического эпоса «Джангар» // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - Серия: Эпосоведение. - 2016. - № 1 (1). - С. 44-50.

17. Селеева Ц. Б. Об архаических рудиментах богатырской сказки в эпосе «Джангар» // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. - Серия Эпосоведение. - 2016. - № 2 (02). - С. 74-79.

18. Убушиева Д. В. Космогонические мотивы в прологе эпоса «Джангар» // Новый филологический вестник. - 2018. - № 3 (46). - С. 35-45.

19. Убушиева Д. В. Мотивы «тууль-улигера» (архаического эпоса) в героическом эпосе «Джангар» // Новый филологический вестник. - 2019а. - № 1 (48). - С. 57-69.

20. Убушиева Д. В. Элементы архаики в эпосе «Джангар» // Новый филологический вестник. - 2019б. - № 4 (51). - С. 73-81.

21. Убушиева Д. В. Мотив одиночества в ранних циклах эпоса «Джангар» // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Серия Эпосоведение. - 2020. - № 3 (19). - С. 55-62.

22. Нефедьев Н. А. Подробные сведения о волжских калмыках, собранные на месте Н. Нефедьевым. - СПб.: тип. Карла Крайя. 1834. - 309 с.

23. Песни и сказки калмыцкого народа Астраханской губернии Багацохуровского улуса // Научный архив Русского географического общества. - Оп. 1. Р. 53. Д. 15. Л. 1-30. (На ойратском яз.).

24. Джангар // Рукописный отдел Библиотеки Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета. - Calm. C. 17. Ед. хр. 1770. Л. 1-28. (На ойратском яз.).

25. Джангар национальная поэма в оригинальном тексте и русском переводе с примечаниями И. И. Попова // Государственный архив Ростовской области. Ф. 55. № 13808. 147 об. с.

26. Березкин Ю. Е., Дувакин Е. Н. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. - URL: https://ruthenia. ru/folklore/berezkin/ (дата обращения 09.10.2020)

27. Кукеев Д. Г. История ойратов до создания Джунгарского ханства (XIII-XVI вв.). Автор. дисс. на соиск. уч. степени канд. истор. наук. - СПб. 2008. - 20 с.

28. Неклюдов С. Ю. О функционально-семантической природе знака в повествовательном фольклоре // Семиотика и художественное творчество. - М.: Наука, 1977. - С. 193-228.

29. Бадмаев А. А. Подводный мир в традиционном мировоззрении бурят // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2018. - Т. 17. - № 3. - С. 148-155.

30. Дампилова Л. С. Мифологическая семантика змей (могой), хозяев вод (лус) и дракона (луу) в фольклоре монгольских народов // Научный альманах Традиционная культура. - 2017. - № 4 (68). - С. 182-189.

31. Неклюдов С. Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Миф и обряд. - М.: Индрик, 2019б. - 520 с.

32. Борджанова Т. Г. Обрядовая поэзия калмыков (система жанров, поэтика). - Элиста: Калмыцкое книжное издательство. 2007. - 592 с.

33. Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. - М.: Советская энциклопедия, 1991. - 736 с.


Рецензия

Для цитирования:


Убушиева Д.В. Архетипический концепт «вода» в ранних образцах калмыцкого эпоса «Джангар». Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2020;(6):95-106. https://doi.org/10.25587/SVFU.2020.80.6.007

For citation:


Ubushieva D.V. The archetypal concept «water» in the early samples of the kalmyk epic «Dzhangar». Vestnik of North-Eastern Federal University. 2020;(6):95-106. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/SVFU.2020.80.6.007

Просмотров: 103


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-5404 (Print)
ISSN 2587-5620 (Online)