Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Расширенный поиск

Особенности концепта «еда» в рекламном радиодискурсе

https://doi.org/10.25587/h8240-0973-2794-p

Аннотация

Принятие пищи лежит в основе жизнедеятельности человека и является его базовой (витальной) потребностью. Отношение к питанию находит свое отражение в культурно-бытовом укладе жизни современного общества, в языке и коммуникативной деятельности. В последние десятилетия наблюдается особое влияние глобальных процессов на культуру питания: еда из естественной, биологической потребности человека превращается в своеобразный культ, в который, помимо собственно принятия пищи, входит разнообразная деятельность человека. В связи с этим концепт «еда» привлекает внимание лингвистов многообразием лексико-фразеологических средств репрезентации, семантические компоненты которых актуализируют отношение общества к еде в той или иной лингвокультуре. В данной статье рассмотрены особенности понятийного, ценностного и образного компонентов концепта «еда» в рекламном радиодискурсе. Обладая коммуникативным своеобразием, рекламный дискурс на радио отличается от других видов рекламы отсутствием визуального ряда: на первое место выдвигается вербальная составляющая, так как рекламный продукт репрезентируется только с помощью языковых средств. Методом сплошной выборки нами были отобраны восемьсот рекламных аудиороликов, из которых мы выбрали тексты с присутствием лексем еда, завтрак, обед, ужин, кухня, блюдо, десерт, меню, вкус, выпечка, аппетит. После рассмотрения этимологии и словарных толкований лексемы еда нами проведен семантический анализ рекламных текстов, в котором мы выявили ядро, ближнюю и дальнюю периферию концепта «еда». Концептуальный анализ на основании полевой структуры позволил нам проанализировать особенности концепта сучетом содержательного компонента (семантическое поле), образных элементов и связанных с ними ценностей. Автор приходит к выводу, что через призму рекламного радиодискурса можно проследить изменения традиционных установок, связанных с культурой питания. В современном российском обществе наблюдается тенденция отказа от приготовления пищи дома, а в качестве альтернативы приобретает популярность питание вне дома, в ресторанах, а так же растет спрос на доставку (заказ) готовой еды. Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования на занятиях по когнитивной лингвистике, лексикологии и лингвистике текста, а также в подготовке специалистов в области рекламы и связях с общественностью.

Об авторе

Л. В. Судина
Армавирский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Вельдина, Ю. В. Репрезентация концепта «Еда» в русской и немецкой лингвокультурах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 1371-1375. - URL : http://e-koncept.ru/2016/96192.htm (дата обращения: 20.02.2021). - Текст : электронный.

2. Маслова, В. А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - Москва : Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.

3. Карасик, В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс. - Волгоград : Перемена, 2002. - 477 с.

4. Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - Москва : АСТ : Восток - Запад, 2007. - 315 с.

5. Асташева, Е. М. Воздействующий потенциал телевизионного рекламного дискурса // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 8. - С. 90-91.

6. Нестерова, Н. Г. Современный радиодискурс (коммуникативно-прагматический аспект). - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2015. - 320 с.

7. Гаран, Е. П. Основные особенности рекламного текста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 40. - С. 15-18. - URL : http://e-koncept.ru/2016/56891.htm (дата обращения: 20.02.2021). - Текст : электронный.

8. Семёнов, А. В. Этимологический словарь русского языка. Серия «Русский язык от А до Я». Москва : Издательство «ЮНВЕС», 2003 г. - 704 с. - URL : https://lexicography.online/etymology/semyonov/ (дата обращения: 20.02.2021). - Текст : электронный.

9. Успенский, Л. В. Почему не иначе? : этимологический словарь школьника / Лев Успенский. - Москва: АСТ; Владимир: Zebra E, 2009 (Владимир : Владимирская книжная типография). - 460 с. URL : http://www.pochemyneinache.com/ (дата обращения: 20.02.2021). - Текст : электронный.

10. Крылов, Г. А. Этимологический словарь русского языка. Санкт-Петербург: Полиграфуслуги, 2005. - URL : https://lexicography.online/etymology/krylov/ (дата обращения: 20.02.2021). - Текст : электронный.

11. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 1-е изд. Санкт-Петербург, 1863-1866. - URL : https://www.slovardalja.net/ (дата обращения: 03.01.2021). - Текст : электронный.

12. Словарь русского языка: В 4-х томах / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - Москва : Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. URL : https://lexicography.online/explanatory/mas/ (дата обращения: 20.02.2021). - Текст : электронный.

13. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - Москва : Русский язык, 2000. - URL : https://lexicography.online/explanatory/efremova/ (дата обращения: 20.02.2021). - Текст : электронный.

14. Курбанов, И. А. Этимологические и лексические аспекты концепта «еда» в русском, английском и немецком языках / И. А. Курбанов, О. В. Кучкильдина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 11. - 2012. - С. 273-278.

15. Кандинский, В. В. Точка и линия на плоскости: Василий Кандинский; [пер. с нем. Елены Козиной]. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2005 (ГПП Печ. Двор). - 236 с.

16. Апресян, Ю. Д. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Ю. Д. Апресян, О. Ю. Богуславская. - Москва : Школа «Языки русской культуры», 1999. - 552 с.

17. Кочетова, Л. А. Английский рекламный дискурс в динамическом аспекте: монография. - Волгоград : Волгоградское научное издательство, 2013. - 404 с.

18. Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - Москва : АСТ, 2010. - 314 с.


Рецензия

Для цитирования:


Судина Л.В. Особенности концепта «еда» в рекламном радиодискурсе. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2021;(2):70-81. https://doi.org/10.25587/h8240-0973-2794-p

For citation:


Sudina L.V. Features of the concept “food” in advertising radio discourse. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2021;(2):70-81. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/h8240-0973-2794-p

Просмотров: 146


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-5404 (Print)
ISSN 2587-5620 (Online)