Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Расширенный поиск

Лингвокультурный знак «дракон» как пропозициональный знак

https://doi.org/10.25587/r1735-5125-3749-q

Аннотация

Данная статья посвящена описанию пропозиональности лингвокультурного знака «лун / дракон». Как правило, описания лингвокультурных концептов включают языковой, культурный или лингвокультурный аспекты. Однако объект исследования данной статьи требует обращения к пропозициональному аспекту. Лингокультурный знак дракон представляет особый интерес, поскольку является одним из древнейших знаков и, соответственно, содержит множество смысловых наслоений. Пропозициональность лингвокультурного знака «лун / дракон» обусловлена отсутствием реального соотносящегося с концептом объекта. Пропозициональный знак «лун / дракон» представляет собой логический конструкт, заключающий в себе мысль (смысл). Концепт дракон, являясь базовым для китайской культуры, в то же время отличается мифологичностью, граничащей с химерностью. В статье предпринята попытка выделить основные этапы формирования китайского концепта дракон. Китайский дракон как элемент зооморфного кода вербализует комплекс китайской культуры, философии и логики. Он представляет собой один из классификаторов, в качестве условно-символических образов, описывающих картину мира китайской лингвокультуры. Выбор дракона как химеричного образа, обозначающего единичные явления (Солнце, восток, весна, император) обусловлен пропозицией как формулой «один-единственный vs могущественный-эксклюзивный» в китайской концептосфере. Синергия смысла знака дракон аккумулирована логической параметризацией мира в сознании человека, основанной на неразрывности человека и природы. Делается предположение, что лингвокультурный знак дракон в китайской лингвокультуре соотносится с архетипом «природа». В статье рассматриваются две разные модели мира: материя-ориентированная и энергия-ориентированная. Восприятие мира в китайской культуре осуществляется по второй модели, мир представляется как воплощение невоспринимаемого и непознаваемого Начала в воспринимаемое и познаваемое. Это позволяет сделать вывод о том, что параметризация в качестве пропозиционального знака в одном образе мифического существа представила логически связанное комплексное восприятие мира в целом. Результаты исследования могут способствовать дальнейшему изучению китайского лингвокультурного концепта дракон, а также соответствующего языкового знака.

Об авторах

Р. Г. Жамсаранова
Забайкальский государственный университет
Россия


Е. А. Пляскина
Забайкальский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Большебек, Т. Е. Лингвокультурные смыслы концепта Родина / Т. Е. Большебек // Русский язык как фактор культурно-образовательной интеграции общества. - Санкт-Петербург, 2016. - С. 109-113.

2. 现代汉语词典. 北京 商务印书馆 2005. 904页.

3. Яншина, Э. М. Формирование и развитие китайской мифологии / Э. М. Яншина. - Москва : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984. - 248 с.

4. Маслов, А. А. Китай: укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз / А. А. Маслов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Алетейа: Культурный центр «Новый Акрополь», 2006. - 480 с.: ил. - (Сокровенная история цивилизаций).

5. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х томах. Том 1 [Текст] / гл. ред. С. А. Токарев. - Москва : Советская Энциклопедия, 1980. - 1147 с., илл.

6. 说文解字 / «线装经典»编委会编. 昆明 云南教育出版社 2010. 383页.

7. Флоренский, П. А. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский. - Москва : Правда, 1990. - 839 с.

8. Цзинь, Т. Европейская и китайская лингвистические традиции как вариации мировидения / Тао Цзинь // Язык и культура. - 2020. № 49. - С. 120-137.

9. 史记. 卷六. 秦始皇本纪. URL : http://www.guoxue.com/book/shiji/0006.htm. (дата обращения: 13.08.2021).

10. Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат / Пер. с нем. и сверено с авториз. англ. переводом И. Добронравовым, Д. Лахути ; общая ред. и предисл. д-ра философ.наук проф. В. Ф. Асмуса. - Москва : Изд-во иностр. лит., 1958. - 133 с.

11. Петрова, Е. Е. Лингвокультурные концепты английской языковой картины мира / Е. Е. Петрова // Иностранные языки в экономических вузах России: всероссийский научно-информационный альманах. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 61-67.

12. 庞进. 八千年中国龙文化. 北京: 人民日报出版社, 1993. 590页. URL : http://www.doc88.com/p-9394814731890.html. (дата обращения: 13.09.2021).

13. 辞源. 上册 / 商务印书馆编辑. - 修订本.- 北京 商务印书馆 2006. - 3308千字.

14. Сологуб, О. П. Заяц в представлении рядовых носителей китайского языка (на материале лингвистических экспериментов) / О. П. Сологуб, В. Шан-Хао // Русистика без границ. - 2017. - Т. 1. - № 4. - С. 64-72.

15. 汉语大词典. 卷12. 上海: 汉语大词典出版社 1993. - 1517页.

16. Елисеефф, В. Цивилизация классического Китая / В. Елисеефф, Д. Елисеефф; пер. с фр. Д. Лоевского. - Екатеринбург : У-Фактория, 2007. - 640 с.

17. Васильев, Л. С. Культы, религии, традиции в Китае / Л. С. Васильев. - 2-е изд. - Москва : Восточная литература, РАН, 2015. - 488 с.

18. Королева, А. С. Интерпретация образа дракона в системе декоративно-прикладного искусства и быта Китая / А. С. Королева, Р. М. Валеев // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2017. - № 2. - С. 108-113.

19. 辞海.全5卷/ 辞海编辑委员会. - 第六版. - 上海: 上海辞书出版社, 2010. - 卷2. - 815-1622页.

20. Рифтин, Б. Л. Историческая эпопея и фольклорная традиция в Китае (Устные и книжные версии "Троецарствия") / ред. коллегия: Д. А. Ольдерогге (пред.) [и др.]. - Москва : Наука, 1970. - 482 с.


Рецензия

Для цитирования:


Жамсаранова Р.Г., Пляскина Е.А. Лингвокультурный знак «дракон» как пропозициональный знак. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2021;(5):55-65. https://doi.org/10.25587/r1735-5125-3749-q

For citation:


Zhamsaranova R.G., Plyaskina E.A. Linguocultural sign “dragon” as a propositional sign. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2021;(5):55-65. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/r1735-5125-3749-q

Просмотров: 140


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-5404 (Print)
ISSN 2587-5620 (Online)