Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Расширенный поиск

Развитие понятийных признаков концепта наставник в XVIII - XIX вв

https://doi.org/10.25587/m1547-4606-1044-q

Аннотация

Исследование концепта наставник, являющего составляющей частью макроконцепта обучение, представляет собой важное значение для современной лингвокультурологии, поскольку наставник является сердцевиной процесса передачи общественного опыта, накопленного человечеством. В связи с долгим и многосложным процессом формирования культурных символов их значение меняется на каждом витке истории, и они доходят до нас в измененном виде. Анализ эволюции понятийных признаков концепта наставник в XVIII - XIX вв., утрата языком старых смыслов, трансформация и появление новых в тесной связи с историческим развитием русского общества стало целью настоящей статьи. В работе использованы следующие методы лингвистического исследования: описательный, сравнительно-сопоставительный, интерпретативный и статистический метод обработки данных. Исследование и анализ словарей русского языка и материалов отечественной диахронической лингвистики позволяют сделать вывод о сужении понятийных признаков концепта в XVIII-XIX вв. по сравнению с количеством предшествующего периода (18 понятийных против 29 мотивирующих) при сохранении актуальности части мотивирующих признаков концепта наставник до указанного периода. Результаты актуализации понятийных признаков в указанный период в Национальном корпусе русского языка представлены в статье. Определена частотность употребления выявленных понятийных признаков и их связь с мотивирующими. Анализ языкового материала показал актуальность всех выделенных понятийных признаков в текстах XVIII-XIX вв. за исключением признака ‘инструкция’, примеры актуализации которого в языковом материале данного периода не отмечены. Анализ понятийных признаков концепта наставник доказывает его непрерывную эволюцию, в тесной связи с развитием русского общества, его культурной и языковой картиной мира.

Об авторе

М. Г. Юрченко
Киргизско-Российский Славянский университет
Россия


Список литературы

1. Вайсгербер, Й. Л. Родной язык и формирование духа / Й. Л. Вайсгербер // Пер. с нем., вступ. ст. и коммент. О. А. Радченко. - Москва : Изд-во МГУ, 1993. - 224 с.

2. Ляпин, С. Х. Концептология: к становлению подхода / С. Х. Ляпин, В. И. Карасик. - Москва, 1997. - 115 с.

3. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. / Ю. С. Ляпин // Изд. 3-е, испр. и доп. - Москва : Академический проспект, 2004. - 992 с.

4. Воркачев, С. Г. Концепт «счастье» в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологического анализа / С. Г. Воркачев. - Краснодар : Технический университет КубГУ, 2001. - 142 с.

5. Пименова, М. В. Методика анализа и теоретические установки Кемеровской школы концептуальных исследований / М. В. Пименова // Науковий вiсник Херсоньского державного унiверситету. Серiя Лiнгвiстика. - 2013. - Вип. 18. - С. 50-59.

6. Пименова, М. В. Типология структурных элементов концептов внутреннего мира (на примере эмоциональных концептов) / М. В. Пименова // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. - С. 82-90.

7. Кубрякова, Е. С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира / Е. С. Кубрякова // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. - Москва : Наука, 1988. - С. 141-172.

8. Колесов, В. В. Ментальные характеристики русского слова в языке и в философской интуиции / В. В. Колесов // Язык и этнический менталитет. - Петрозаводск : ПГУ, 1995. - С. 13-24.

9. Пименова, М. В. Концепт сердце: образ, понятие, символ / М. В. Пименова // Серия «Концептуальные исследования». - Вып. 9. - Кемерово : КемГУ, 2007. - 500 с.

10. Пименова, М. В. О типовых структурных элементах концептов внутреннего мира (на примере концепта душа) / М. В. Пименова // Язык. Этнос. Картина мира: сб. науч. тр. / Отв. ред. М. В. Пименова. - Кемерово : Графика. - 2003. - С. 28-39. (Серия Концептуальные исследования. Вып. 1).

11. Пименова, М. В. Типы концептов и этапы концептуального исследования / М. В. Пименова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2013. - № 2-2. - С. 127-131.

12. Маслова, В. А. Коды лингвокультуры / В. А. Маслова, М. В. Пименова. - Москва : Флинта, Наука, 2016. - 180 с.

13. Карасик, В. И. Концепт как единица лингвокультурного кода / В. И. Карасик // Известия ВГПУ. - 2009. - Т. 44. - № 10. - C. 4-11.

14. Воркачев, С. Г. Концепт как «зонтиковый термин» / С. Г. Воркачев // Язык, сознание, коммуникация. - 2003. - Вып. 24. - C. 5-12.

15. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов // Изд. 3-е, испр. и доп. - Москва : Академический проспект, 2004. - 992 с.

16. Feldman J., and Narayanan S. Embodied meaning in a neural theory of language // Brain Lang. 89, 2004. 385 - 392. doi: 10.1016/S0093-934X(03)00355-9.

17. Langacker R. W. Concepts, Imageand Symbol. The Cognitive Basis of Grammar. - Berlin.B.; N.Y.:Moutonde Gruyter, 1990. - 395 p.

18. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь / Г. Дьяченко. - Москва : Типография Вильде, 1900. - 1120 с.

19. Словарь старославянского языка. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2006. - Т. II. - 646 с.

20. Словарь церковнославянского и русского языка / сост. II-м Отделением Императорской Академии наук. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Изд. Н. Л. Тиблена, 1867. - Т. II. - 988 стлб.

21. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль // Санкт-Петербург : Изд. книгопродавца-типографа М. О. Вольфа, 1881. - Т. II. - 807 с.

22. Словарь русского языка XVIII века. - Москва : Наука, 2004. - Вып. 14. - 280 с.


Рецензия

Для цитирования:


Юрченко М.Г. Развитие понятийных признаков концепта наставник в XVIII - XIX вв. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2021;(5):98-108. https://doi.org/10.25587/m1547-4606-1044-q

For citation:


Iurchenko M.G. The development of conceptual signs of the mentor concept in the XVIII-XIX centuries. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2021;(5):98-108. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/m1547-4606-1044-q

Просмотров: 100


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-5404 (Print)
ISSN 2587-5620 (Online)