Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Расширенный поиск

От интертекстов к смыслу: об оптике рассказа А. П. Чехова «Черный монах»

https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.63.93.008

Аннотация

В статье говорится об интертекстуальной поэтике рассказа А. Чехова «Черный монах», сюжет которого интерпретируется как переход героя из области реальности в область иллюзии. Иллюзия имеет отношение к искусству, которое в рассказе представлено садом Песоцкого – обособленным от реальности пространством, которое окончательно сводит с ума Коврина, ввергая его в соблазн почувствовать себя избранным. Проблема интерпретации «Черного монаха» связана с тем, что читатель рассказа, подобно Коврину, попадает в подстроенную автором оптическую ловушку, связанную с двойственным статусом сада, который можно интерпретировать и как модель реальности, и как модель искусства. Особое внимание уделяется структуре садового хронотопа, который воспроизводит структуру мистериального театра, и оптическим деформациям, которые этот театр провоцирует. Сад Песоцкого актуализируется как оптическая машина памяти, деформирующая зрение Коврина, образ монаха – как порождение сада, воплощение тревожащего, феномен репрезентативности и интертекстуальности. Песоцкий, Коврин и монах рассматриваются как двойники. В интертекстуальном поле «Черного монаха» актуализируются «Песочный человек» и «Вий», «Пиковая дама» и «Пророк», а также рассказ Чехова «Студент». Подобно Натанаэлю и Хоме Бруту, Коврин оказывается между мирами и поддается зову архаической памяти, погружается в сон разума, который рождает чудовище – черного монаха, пробуждающего в обычном человеке иллюзию превосходства. Та же иллюзия, но под воздействием других, внешних факторов пробуждается в студенте Великопольском («Студент»), который дебютирует в роли апостола, читая свою первую проповедь. Полемизируя против романтической традиции, разрабатывавшей тему превосходства иллюзии над реальностью, автор «Черного монаха», отсылая читателя к этой традиции (актуализированной интертекстами), показывает это превосходство как заблуждение, ценой которого становится загубленная жизнь. Таким образом, в основе интертекстуальной полифонии «Черного монаха» лежит проблема отношений искусства и реальности – двух миров, между которыми у Чехова расположена зона театра как переходного локуса. 

Об авторе

Е. А. Иваньшина
Воронежский государственный педагогический университет
Россия

Иваньшина Елена Александровна – д. филол. н., доцент, профессор кафедры теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы 

г. Воронеж



Список литературы

1. Назиров, Р. Г. Русская классическая литература : сравнительно-исторический подход. Исследования разных лет : cборник статей / Р. Г. Назимов. – Уфа : БашГУ, 2005. – 207 с.

2. Зайцева, Т. Б. Художественная антропология А. П. Чехова : экзистенциальный аспект (Чехови Киркегор). Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / Т. Б. Зайцева. – Магнитогорск : МГТУ им. Носова, 2015. – 390 с.

3. Ибатуллина, Г. М. Человек в параллельных мирах : художественная рефлексия в поэтике чеховской прозы / Г. М. Ибатуллина. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 253 с.

4. Фаустов, А. А. Авторское поведение А. П. Чехова и проблемы литературной генеалогии / А. А. Фаустов // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. Вып. 30. – Воронеж : ВГУ, 2010-2011. – С. 6–24.

5. Иваньшина, Е. А. Оппозиция «жизнь – театр» в рассказах А. П. Чехова / Е. А. Иваньшина,Ю. М. Ярмонов // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. – 2018. – Т. – 28. № 3. – С. 348–356.

6. Галимова, О. М. Концепция творчества и художественного восприятия в прозе и драматургии А.П. Чехова. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Уфа : БашГУ, 2009. – 212 с.

7. Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения : в 18 т. / А. П. Чехов. – Москва : Наука, 1974–1982. – Т. 8 [Рассказы. Повести], 1892-1894 ; Москва : Наука, 1977. – 528 с.

8. Ямпольский, М. Б. Ткач и визионер : очерки истории репрезентации, или о материальном и идеальном в культуре / М. Б. Ямпольский. – Москва : Новое литературное обозрение, 2007. – 616 с.

9. Яблоков, Е. А. «…Засел у меня в голове этот рассказ» («Черный монах» в творчествеМ. А. Булгакова) / Е. АК. Яблоков // А. П. Чехов и мировая культура. К 150-летию со дня рождения писателя. – Ростов-на-Дону : Логос, 2010. – С. 5–20.

10. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении : Архетипы и повторяемость / М. Элиаде. – СанктПетербург : Алетейя, 1998. – 250 с.

11. Ямпольский, М. Б. Демон и лабиринт. Диаграммы, деформации, мимесис / М. Б. Ямпольский. – Москва : Новое литературное обозрение, 1996. – 336 с.

12. Горницкая, Л. И. «Черный монах А. Чехова как интертекст рассказа Г. Газданова «Воспомина- ние» / Л. И. Горницкая // А. П. Чехов и мировая культура. К 150-летию со дня рождения писателя. – Ростов-на-Дону : Логос, 2010. – С. 42–49.

13. Друбек-Майер, Н. От песочного человека Гофмана к «Вию» Гоголя. К психологии зрения в романтизме / Н. Друбек-Майер // Гоголевский сборник. – Санкт-Петербург : Образование, 1993. – С. 54–56.

14. Ларин, С. А. HISTORIA MORBI: «Обломов» И. А. Гончарова – «Чёрный монах» А. П. Чехова / С. А. Ларин // Вестник ВГУ. Серия : Филология. Журналистика. – 2004. – № 2. – С. 36–39.

15. Генон, Р. Символика креста / Р. Генон. – Москва : Прогресс-Традиция, 2008. – 704 с.

16. Богданова, О. В. Рассказ А. П. Чехова «Студент» (новая интерпретация) / О. В. Богданова // Inskrypcje. Półrocznik, R. VII 2019, z. 1 (12), pp. 32–43.


Рецензия

Для цитирования:


Иваньшина Е.А. От интертекстов к смыслу: об оптике рассказа А. П. Чехова «Черный монах». Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2022;(2):78-88. https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.63.93.008

For citation:


Ivanshina E.A. From intertexts to meaning: On the optics of “the Black Monk” by A. P. Chekhov. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2022;(2):78-88. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.63.93.008

Просмотров: 272


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-5404 (Print)
ISSN 2587-5620 (Online)