Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Расширенный поиск

Школьный дискурс как источник знаний о социально-культурных и образовательных традициях

https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.85.20.010

Аннотация

Статья посвящена изучению школьного дискурса как источника знаний о социально-культурных и образовательных традициях. В настоящее время речевые культуры современного учителя и школьника находятся под воздействием других языков и культур, что накладывает отпечаток на их речевое поведение, поэтому важно сохранять социально-культурную ценность языка. Актуальность исследования заключается в том, что школа является основополагающим этапом социализации ребенка на пути взросления, но при этом школа вызывает спорные и неоднозначные представления о себе в обществе. Научная новизна исследования заключается в том, что школьный дискурс выделяется как субдискурс образовательного дискурса, перечисляются его признаки и акцентируется внимание на речевых действиях, характерных для реализации успешного взаимодействия учителя и ученика. Цель данного исследования - изучение школьного дискурса как источника знаний о социально-культурных и образовательных традициях. Заявленная цель предопределила использование следующих методов: наблюдения, обобщения, описательный метод. В статье рассматриваются речевые действия учителя на уроке, взятые из планов уроков учителей Екатерининской гимназии № 36 города Краснодара. На основе привлеченного для анализа материала выделяются характерные для школьного дискурса речевые действия: директивы или побуждения, репрезентативы, декларативы, ментальные перформативы, операторы долженствования. Автор обращает внимание на специфические особенности школьного дискурса: градуальный характер оценивания и оценочно-речевую стратегию. В ходе исследования автор приходит к выводу о специфичности школьного дискурса и его характерных чертах, которые могут являться источником социально-культурных и образовательных традиций. В статье приводятся определения понятий «дискурс», «образовательный дискурс», «педагогический дискурс», «образовательно-педагогический дискурс» и «школьный дискурс», а также описывается разница этих понятий. Это необходимо для определения школьного дискурса как субдискурса образовательного дискурса. Перечисленные характерные черты и проведенный анализ языкового материала расширяют представление о содержании школьного дискурса. Таким образом, намечается перспектива дальнейшего изучения школьного дискурса.

Об авторе

Виктория Александровна Чернова
Кубанский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Карасик, В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. - Волгоград : Перемена, 2002. - 477 с.

2. Кибрик, А. А. Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов / А. А. Кибрик // Вопросы языкознания. - 2009. - № 2. - С. 3-21.

3. Чернявская, В. Е. Научный дискурс: выдвижение результата как коммуникативная и языковая проблема / В. Е. Чернявская. - Москва : Ленанд, 2018. - 144 с.

4. Карасик, В. И. Языковая пластика общения / В. И. Карасик. - Москва : Гнозис, 2021. - 536 с.

5. Карасик, В. И. Языковые ключи / В. И. Карасик. - Волгоград : Парадигма, 2007. - 520 с.

6. Добренькова, Е. В. Социальная морфология образовательного дискурса: теоретико-методологический анализ. Специальность 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук / Е. В. Добренькова. - Москва, 2007. - 49 с.

7. Кожемякин, Е. А. Образовательно-педагогический дискурс // Современный дискурс-анализ. - 2009. - № 1. - URL: http://www.discourseanalysis.org/ada2_1/st17.shtml.

8. Ежова, Т. В. Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя. Специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Т. В. Ежова. - Оренбург, 2009. - 65 с.

9. Пичугина, В. К. Антропологический дискурс в педагогике : направление развития и пути интеграции / В. К. Пичугина // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - Т. 2. - № 2. - С. 22-25.

10. Богуцкая, И. Н. Школьный образовательный дискурс (лингвокультурологические основы его формирования). Специальность 10.02.01 «Русский язык» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / И. Н. Богуцкая. - Тюмень, 2010. - 224 с.

11. Мейер, О. А. Семантические и просодические особенности побуждений в учительской речи / О. А. Мейер // Русистика сегодня. - 1981. - № 3-4. - С. 173-184.

12. Wunderlich, D. Studien zur Sprechakttheorie / D. Wunderlich. - Frankfurt / M.: Suhrkamp, 1976. - 416 Р.

13. Пеньков, Б. В. Дифференциация институционального дискурса : образовательный дискурс / Б. В. Пеньков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Лингвистика. - 2009. - № 4. - С. 63-68.

14. Артюхова, И. С. Образовательный дискурс как система ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса / И. С. Артюхова // Развитие современного образования : теория, методика и практика. - 2016. - № 1 (7). - С. 56-59.

15. Рябцева, Н. К. Ментальные перформативы в научном дискурсе / Н. К. Рябцева // Вопросы языкознания. - 1992. - № 4. - С. 12-28.


Рецензия

Для цитирования:


Чернова В.А. Школьный дискурс как источник знаний о социально-культурных и образовательных традициях. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2022;(3):111-120. https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.85.20.010

For citation:


Chernova V.A. School discourse as a source of knowledge about socio-cultural and educational traditions. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2022;(3):111-120. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.85.20.010

Просмотров: 176


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-5404 (Print)
ISSN 2587-5620 (Online)