Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Расширенный поиск

Благопожелание чаю в лирике Михаила Хонинова

https://doi.org/10.25587/2222-5404-2023-20-3-110-120

Полный текст:

Аннотация

Актуальность темы статьи определена малоизученностью жанра благопожелания (калм. йѳрәл) в калмыцкой поэзии ХХ в. Жанр благопожелания как составная часть обрядовой поэзии представляет собой краткие и пространные стихотворные тексты, адресованные значимым событиям и явлениям в жизни человека и общества, произносимые речитативом. Со временем эти благопожелания стали существовать отдельно от обрядовых действий, наполняясь новым содержанием, но сохраняя в основном свою форму. Благопожелания-йорялы пище передают модель традиционного питания народа, определенного способом хозяйствования кочевников. Эта тема в калмыцкой поэзии редко становилась объектом и предметом исследования, что определяет проблему статьи. Целью данной статьи является изучение фольклорного аспекта благопожелания чаю в лирике Михаила Хонинова (1919–1981), задачи статьи: выявление стихотворений о калмыцком чае в его художественном наследии, анализ фольклорной традиции в таких текстах, новации поэта, определенные современной действительностью. Применение сравнительно-сопоставительного и историко-литературного методов способствует определению связи фольклорного жанра с авторским текстом поэта, выявлению синтеза жанров, творческой индивидуальности автора в литературном процессе. Фольклорная традиция благопожелания-йоряла калмыцкому чаю в лирике Михаила Хонинова представлена как по форме, так и по содержанию, сохраняя основные формулы, маркеры: восхваление чая как божественного напитка предков за его пользу, величание чая как главного подношения духам предков и богам, прославление чая как национальной пищи, символа гостеприимства, доброжелательства, благополучия и здоровья. Калмыцкий чай показан в его основных ингредиентах, передан в цвете, во вкусе, в движении. Заключительные строки стихотворений поэта завершаются благопожеланием хозяевам и гостям. Сравнение чая с аршаном, божественным напитком, с солнцем, конем выражает ментальность мироощущения степняков-кочевников. Исключение упоминаний божеств в стихах о чае обусловлено цензурными причинами. Соблюдение национального стихосложения (анафора, аллитерация и др.), с одной стороны, а с другой – заимствованная лестничная строфика являют традиции и новации в калмыцкой лирике ХХ в.

Для цитирования:


Ханинова Р.М. Благопожелание чаю в лирике Михаила Хонинова. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2023;20(3):110-120. https://doi.org/10.25587/2222-5404-2023-20-3-110-120

For citation:


Khaninova R.M. The Benevolence of Tea in the Lyrics of Mikhail Honinov. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2023;20(3):110-120. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2222-5404-2023-20-3-110-120

Просмотров: 129


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-5404 (Print)
ISSN 2587-5620 (Online)