Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Расширенный поиск

Художественные контексты настоящего времени в современной удмуртской поэзии (творчество Петра Захарова)

https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.72.35049

Аннотация

Актуальность исследования продиктована недостаточностью, неразвернутостью лингвопоэтического подхода в рассмотрении феномена развития удмуртской литературы, отсутствием научных работ, сфокусированных как на грамматике поэзии, так и на категории темпоральности поэтического целого, его художественных контекстах. Новым является выделение основных грамматико-лексических сегментов лирической трансляции темпоральности, выявление сценариев индивидуально-авторской семантизации настоящего времени, изучение стихотворного корпуса П. Захарова с точки зрения языковых трансформаций и лингвопоэтических реалий, проецирующихся на современную удмуртскую литературу в целом. В статье поставлены следующие задачи: зафиксировать структурообразующую значимость презенса в системе поэтического идиостиля П. Захарова, определить ключевые грамматические маркеры его художественной выразительности, установить основные мотивно-ситуативные контексты внутристихотворной актуализации презенса, определить «линии движения» удмуртского поэтического языка в начале ХХI столетия. Цель исследования - проанализировать разноуровневую связанность грамматического плана текста и его художественной семантики, проявить взаимообращенность формы и содержания, языковых элементов и индивидуально-авторского мировидения. В статье использовано комбинированное сочетание метода лингвопоэтического анализа художественного текста, структурно-семантического и лингвостилистического методов, метода художественно-биографической реконструкции, герменевтического приема. Анализ поэтических произведений П. Захарова позволил выделить ключевые художественные контексты настоящего времени - проблемно-тематический комплекс социального реагирования, авторский дискурс недовольства своим этническим и экономическим положением, риторика любовного признания и экзистенция романтического переживания, медитативная погруженность в себя лирического субъекта. Интерпретация стихотворного корпуса Захарова показала, что существуют две репрезентативные группы - в первую входят тексты, отмеченные эксплицированными языковыми поисками, во вторую - тексты, лишенные видимого лингвистического участия автора. Исследование поэтической темпоральности, ее художественных контекстов является перспективным, поскольку значительно расширяет и углубляет представления о развитии национальной литературы, специфике трансформации литературного языка на современном этапе. Кроме того, лингвопоэтический метод - метод интегративного характера - позволяет аналитически проследить динамику авторских языковых поисков, лингвоэстетических решений.

Об авторе

А. А. Арзамазов
Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН
Россия


Список литературы

1. Николина Н. А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.

2. Тураева З. Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное. Учебное пособие [для институтов и факультетов иностранных языков]. - М.: Высш. школа, 1979. - 219 с.

3. Гловинская М. Я. Семантические типы видовых противопоставлений русского глагола. - М.: Наука, 1982. - 155 с.

4. Шапир М. И. «Versus» vs «proza»: Пространство-время поэтического текста // Philologica. - 1995. - Т. 2. - №3/4. - С. 7-47.

5. Гин Я. И. Проблемы поэтики грамматических категорий. - СПб.: Академический проект, 1996. - 224 с.

6. Бондарко А. В. Основы функциональной грамматики. Языковая интерпретация идеи времени. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. - 260 с.

7. Липгарт А. А. Лингвопоэтика: традиции и перспективы // Научные доклады филологического факультета МГУ. Выпуск 5. - М.: МГУ, 2005. - С. 70-77.

8. Карпова Л. С., Липгарт А. А. Теория повествовательных типов и ее применение в лингвопоэтике // Вестник Поморского университета. Серия Гуманитарные и социальные науки. - 2008. - № 14. - С. 224-228.

9. Липгарт А. А. К методологическим основаниям функционально-стилистических исследований // Философия языка. Функциональная стилистика. Лингвопоэтика: Сборник научных статей / Под ред. А. А. Липгарта, Е. М. Болычевой / Под ред. Е. М. Болычева. - Т. 3. - М.: Макс пресс, 2009. - С. 75-80.

10. Ахапкина Я. Э. Семантика времени в поэтическом тексте (на материале лирики Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама акмеистического периода творчества). - СПб.: Свое издательство, 2010. - 234 с.

11. Сидорова М. Ю., Липгарт А. А. Грамматика современной русской поэзии: линеаризация и синтаксические техники // Мир русского слова. - 2018. - № 3. - С. 52-71.

12. Арзамазов А. А. To be, or not to be: структурно-семантические вариации инфинитива (-ны) в удмуртской поэзии. - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2012. - 257 с.

13. Арзамазов А. А. Лингвопоэтика времени в творчестве Петра Захарова: структурносемантические репрезентации // Вестник угроведения. - 2018. - № 1. - С. 7-15

14. Захаров П. М. Вож выж = Зеленый мост: стихи, поэмы, переводы. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2001. - 272 с.


Рецензия

Для цитирования:


Арзамазов А.А. Художественные контексты настоящего времени в современной удмуртской поэзии (творчество Петра Захарова). Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2019;(4):73-82. https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.72.35049

For citation:


Arzamazov A.A. Artistic contexts of the present in modern Udmurt poetry (the creativity of Peter Zakharov). Vestnik of North-Eastern Federal University. 2019;(4):73-82. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.72.35049

Просмотров: 77


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-5404 (Print)
ISSN 2587-5620 (Online)