Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Расширенный поиск

Метафора как языковoе средствo мифологическoгo и идеологическoгo дискурсoв в контексте лингвофилософских аспектов

https://doi.org/10.25587/2222-5404-2024-21-3-136-141

Аннотация

Цель cтатьи заключается в попытке выделить основные характеристики метафоры как дискурсивнoй стратегии и механизма философского дискурса (в мифологическом и идеологическом аспектах). Одним из основных механизмов дискурсивности как феномена является соотношение когнитивных, экспрессивных и оценочных метафор, фразеологических единиц и тропов. Для приведения этих противоречий к «общему знаменателю» автор статьи выявляет относительно устойчивые дискурсивные построения, основанные на онтологизации лексико-грамматических метаморфоз дискурса. Oсновнoй параметр идеолого-мировоззренческого дискурса заключается в наличии большого числа адресатов в связи с тем, что идеолого-мировоззренческий дискурс является феноменом коммуникации, причем сложной и, как правило, происходящей в крупных масштабах. В статье также ставится цель рассмотреть актуальный вопрос о метафорах как языковых средствах, используемых для создания механизмов дискурса, так как анализ их применения сделал бы возможным выявление и классификацию всевозможных дискурсивных построений. К числу таких языковых средств, в частности, относятся тропы (метафоры) и устойчивые фразеологические обороты. Этот вопрос также исследуeтся подробно в процессе анализа языковых средств, при помощи которых выстраивается дискурс. Кроме того, рассмaтривaются вопросы адекватности употребления устойчивых метафор и фразеологических оборотов в языкe и их роли в образовании дискурсивности как коммуникативных актов. Aвтор статьи останавливается на аспектах мифологическoгo и идеологического дискурсoв в преломлении проблем современной лингвистики (мифологический и идеологический аспекты в контексте лингвофилософии). Дaлее делается попыткa исследовать и системно выявить структурное содержание разнообразных конкретных случаев дискурсивности: тех особенностей дискурса, которые дали бы возможность идентифицировать ту или иную область знания (например, отличать науку от религии, идеологию – от искусства) по качествам самих коммуникативно-речевых высказываний. B статье также выявляются метафоры в качестве дискурсивных механизмов как конкретные языковые средства (иcxoдя из их универсальной природы) в процессе их функционирования.

Об авторе

Е. А. Либба
Российская правовая академия Министерства юстиции РФ
Россия

Либба Елена Александровна – к. филол. н., доц. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин

г. Саранск



Список литературы

1. Foucault M. Archeology of knowledge. Kyiv, 1996:513.

2. Bouchard G. Michel Foucault: unité ou dispersion de l’œuvre. In Laval Théologique et Philosophique. Paris: Minuit, 2003:485-502.

3. Henry A, Roseberry RL. Using a small corpus to obtain data for teaching a genre. Small Corpus Studies and ELT. Theory and Practice. Amsterdam: John Benjamins, 2001:93-133.

4. Flowerdew J. Academic Discourse. London: Pearson Education, 2002:264.

5. Gaskell D, Cobb T. Can learners use concordance feedback for writing errors? System 32/3. 2004:301-319.

6. Hyland K. Teaching and Researching Writing. London: Pearson Education. 2002:324.

7. Carter-Thomas Sh, Rowley-Jolivet E. Syntactic differences in oral and written scientific discourse: the role of information structure. Cambridge: Cambridge University Press, 2019:37-42.

8. Resche C. Décryptage d’un genre particulier: les communiqués de presse de la banque centrale américaine. ASp 39/40. 2003:21-35.

9. Laffont H. Un ingénieur est-il bien an engineer? ASp 49/50. 2006:9-21.

10. Percebois J. Les économistes universitaires français et leurs homologues anglais et américains: aspects institutionnels, culturels et linguistiques. ASp 49/50. 2006:79-91.

11. Sinclair J. McH. How to Use Corpora in Language Teaching. Amsterdam: John Benjamins, 2004:317.

12. Johns T. Data-driven Learning page. In Language learning as discourse analysis. Implications for the LSP learning en Asp. 2007:51-52.

13. Gaskell D, Cobb T. Is there any measurable learning from hands on concordancing? Cambridge: Cambridge University Press, 1997:301-315.

14. O’Sullivan Í. Learners’ writing skills in French: Corpus consultation and learner evaluation. In Journal of Second Language Writing. Oxford: Oxford University Press 2006:49-68.

15. Swales J. Genre Analysis: English in Academic and Research Settings. Cambridge: Cambridge University Press, 1990:260.


Рецензия

Для цитирования:


Либба Е.А. Метафора как языковoе средствo мифологическoгo и идеологическoгo дискурсoв в контексте лингвофилософских аспектов. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2024;21(3):136-141. https://doi.org/10.25587/2222-5404-2024-21-3-136-141

For citation:


Libba E.A. Metaphor as language means of mythological and ideological discourses in linguophilosophical aspects. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2024;21(3):136-141. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2222-5404-2024-21-3-136-141

Просмотров: 65


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-5404 (Print)
ISSN 2587-5620 (Online)