Художественная избыточность ранних произведений Ф. М. Достоевского
https://doi.org/10.25587/2222-5404-2024-21-3-142-149
Аннотация
Целью автора является изучение такого явления, как художественная избыточность. Исследование произведений Достоевского показывает, что некоторые образы и сюжеты изначально задумывались писателем как более сложные и разнообразные, чем они вошли в окончательный текст произведения. Это подтверждается черновиками и записными книжками писателя, в которых зафиксированы этапы творческого процесса. Достоевский возвращался к неиспользованному художественному материалу при написании последующих повестей и романов, создавая варианты задуманных характеров и сюжетов. Поэтому задач исследования ранних произведений было несколько: выделить художественные образы и сюжеты произведений «Бедные люди», «Белые ночи» и «Униженные и оскорбленные», которые в результате заложенного в них потенциала Достоевский использовал для создания последующих романов; показать, как в результате «художественной избыточности» не только создавались варианты характеров или сюжетов, но и складывалась типология образов и определялась специфика сюжетостроения произведений Достоевского. Поэтому основными методами, необходимыми для решения задач, были системный и сравнительно-типологический. Например, художественная избыточность образа Макара Девушкина приводит к созданию главного героя повести «Двойник», который представляет собой вариант образа Макара, оставшегося в одиночестве. Образ господина Быкова дает толчок к развитию галереи героев-циников – князя Валковского, Свидригайлова, Ставрогина, Федора Карамазова. Художественная избыточность позволяет проследить особенности творческого процесса Ф. М. Достоевского и выявить основы его художественного метода и стиля.
Об авторе
Ф. В. МакаричевРоссия
Макаричев
г. Санкт-Петербург
Список литературы
1. Гроссман, Л. П. Достоевский-художник / Л. П. Гроссман // Творчество Ф. М. Достоевского : Сборник статей // Москва : Издательство Академии наук СССР, 1959. – 330–416.
2. Одиноков, В. Г. Типология образов в художественной системе Ф. М. Достоевского / В. Г. Одиноков. – Новосибирск : Наука, 1981. – 145 с.
3. Переверзев, В. Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования / В. Ф. Переверзев. – Москва : Советский писатель, 1982. – 511 с.
4. Алексеев, А. А. Характерология этико-эстетическая // Достоевский : эстетика и поэтика: Словарь-справочник / Сост. Г. К. Щенников, А. А. Алексеев. – Челябинск : Металл, 1997. – С. 236–237.
5. Касаткина, Т. А. Характерология Достоевского / Т. А. Касаткина. – Москва : Наследие, 1996. – 335 с.
6. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. – Ленинград : Наука. – 1972–1990. (В тексте статьи все ссылки даются на это издание с указанием тома и страницы).
7. Тихомиров, Б. Н. Другой Свидригайлов : неосуществленный замысел Достоевского начала 1967 года (наблюдения и гипотезы) / Б. Н. Тихомиров // Три века русской литературы : Актуальные аспекты изучения. Межвузовский сборник научных трудов. Ф. М. Достоевский : О творчестве и судьбе. Вып. 25. – Москва ; Иркутск, 2011. – С. 141–153.
8. Власкин, А. П. Художественная избыточность романного творчества Достоевского и «Вечный муж» / А. П. Власкин // The Dostoevsky Journal: An Independent Review. Vols.14-15. – Charles Schlacks Publisher Idyllwild, – California, 2014-2015.
9. Власкин, А. П. Метасмыслы заглавий романов Достоевского / А. П. Власкин, С. В. Рудакова. – Libri Magistri. – 2021. – № 2 (16). – С. 117–127.
10. Макаричева, Н. А. Художественная гендерология в творчестве Ф. М. Достоевского / Н. А. Макаричева. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГЭУ, 2019. – 209 с.
11. Лихачев, Д. С. «“Небрежение словом” у Достоевского» / Д. С. Лихачев // Литература – Реальность – Литература. – Ленинград : Советский писатель, 1984. – С. 73–96.
12. Эгеберг, Э. На пороге мастерства : От «Униженных и оскорбленных» к «Преступлению и наказанию» / Э. Эгеберг // Dostoevsky Studies (MOD). – Vol. 20, 2016. – C. 47–58.
13. Буданова, Н. Ф. Проблема «отцов» и «детей» в романе «Бесы» // Достоевский : Материалы и исследования. Т. 1. / Н. Ф. Буданова.– Ленинград : Наука, 1974. – С. 164–189.
14. Туниманов, В. А. Творчество Достоевского : 1854–1862 / В. А. Туниманов. – Ленинград : Наука, 1980. – С. 161–162.
Рецензия
Для цитирования:
Макаричев Ф.В. Художественная избыточность ранних произведений Ф. М. Достоевского. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2024;21(3):142-149. https://doi.org/10.25587/2222-5404-2024-21-3-142-149
For citation:
Makarichev F.V. Artistic redundancy of Fyodor Dostoevsky's early works. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2024;21(3):142-149. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2222-5404-2024-21-3-142-149