Языковые установки и ориентации детей и молодежи саха в возрасте 13–18 лет в условиях сбалансированного билингвизма (на примере обучающихся школ г. Якутска Республики Саха (Якутия)
https://doi.org/10.25587/2222-5404-2024-21-3-173-183
Аннотация
Несмотря на численное доминирование народа саха, в городе Якутске Республики Саха (Якутия) наблюдается языковой сдвиг в пользу русского. Согласно форсайт-исследованию до 2050 г., проведенному СВФУ им. М.К. Аммосова, 37% молодых людей до 20 лет переходят на двуязычие, а 24% из данной категории респондентов считает удобным думать на русском языке; предположительно, что среди тех, кто родится в 2030-е годы, свободно владеть и говорить на родном языке будут 60%, применять родной язык в семейно-бытовом общении – 40%, думать на родном языке – 25% населения, знающего якутский язык. Одной из основных причин данного явления авторы определяют то, что дети и молодежь стали меньше разговаривать на якутском языке, считая его менее престижным и функциональным в кругу бытового общения и в социально-культурной сфере. Респонденты предпочитают русский язык как маркер городского жителя в условиях внутренней миграции населения в столицу региона. Цель настоящего исследования заключается в выявлении языковых установок и ориентаций детей и молодежи саха с 13 до 18 лет в условиях сбалансированного билингвизма. Задачами работы являются: разработка исследовательского инструментария; проведение социолингвистического анкетирования среди обучающихся 8–11 классов школ города Якутска посредством электронного опросника; описание языковых установок и ориентаций обучающихся 8–11 классов школ города Якутска, формируемых в условиях сбалансированного билингвизма; выявление общих тенденций в развитии языковой ситуации в городе Якутске на основе полученных социолингвистических данных. В ходе исследования определены следующие установки и предпочтения детей и молодежи с 13 до 18 лет: роль русского и якутского государственных языков на территории региона оценивается молодежью как равноправная; большинство респондентов отмечает престижность владения якутским языком; в столице республики наблюдается сдвиг в сторону русского языка. Ответы респондентов оцениваются авторами в качестве индикаторов языкового сдвига. Также в ходе опроса было выявлено отношение учащихся к обязательному для изучения в школах английскому языку, который информанты определили как достаточно престижный, но не релевантный в контексте существующей языковой ситуации в Якутске.
Об авторах
В. В. ФилипповаРоссия
Филиппова Варвара Васильевна – к. филол. н., руководитель отдела энциклопедистики АН РС (Я), магистрант ФЛФ ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
г. Якутск
С. В Филиппова
Россия
Филиппова Саргылана Васильевна – к. филол. н., доцент кафедры английской филологии
г. Якутск
Список литературы
1. Иванова, Н. И. Языковая система в Республике Саха (Якутия) : Якутский язык в условиях языковой неоднородности (этносоциопсихолингвистический аспект) : дисс. … д. филол. н. – Якутск, 2021.
2. Минобрнауки о проверках Рособрнадзора : Изучение якутского языка останется на прежнем уровне. – URL: https://ysia.ru/minobrnauki-o-proverkah-rosobrnadzora-izuchenie-yakutskogo-yazyka-ostanetsya-na-prezhnem-urovne/?ysclid=lc3bjctnmw364279117. (дата обращения: 12.09.23).
3. Никифорова, Е. П. Языковая образовательная политика в Республике Саха (Якутия) / Е. П. Никифорова, Л. П. Борисова // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – № 9 (53). – С. 543–552.
4. Иванова, Н. И. Социолингвистическая обусловленность функционирования якутского языка в сфере школьного образования : истоки начинающегося кризиса / Н. И. Иванова, В. Н. Никитина, А. Г. Филиппова // Научный диалог. – № 10. – 2021. – С. 65–85.
5. UNESCO Atlas of the World’s Languages in Danger [Electronic resource]. Access mode: www.unesco. org/culture/language-atlas (дата обращения: 20.10.2023).
6. Республика Саха (Якутия) – 2050. Форсайт-исследование / под ред. Е. И. Михайловой, В. С. Ефимова. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2014. – 182 с.
7. Томаска, А. Г. Миграция сельского населения Республики Саха (Якутия) : стратегии социально-экономической адаптации // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2014. – № 2. – С. 59–63.
8. Закон Республики Саха (Якутия) «О языках в Республике Саха (Якутия)» (принят 16.10.1992 г.) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&nd=178020796&page=1&rdk=11#I0 (дата обращения: 16.10.23).
9. Семенова, С. С. Система языкового образования в Республике Саха (Якутия) // Народное образование. – 2012. – № 8. – 64–71.
10. Этносоциальные процессы в Якутии : современный ракурс и перспективы развития. – Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2020.
11. Итоги Всероссийской переписи населения 2020. – URL: https://14.rosstat.gov.ru/folder/179476 (дата обращения: 1.05.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Филиппова В.В., Филиппова С.В. Языковые установки и ориентации детей и молодежи саха в возрасте 13–18 лет в условиях сбалансированного билингвизма (на примере обучающихся школ г. Якутска Республики Саха (Якутия). Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2024;21(3):173-183. https://doi.org/10.25587/2222-5404-2024-21-3-173-183
For citation:
Filippova V.V., Filippova S.V. Language attitudes and orientations of Sakha children and youth aged 13-18 in conditions of balanced bilingualism (on the example of schoolchildren in Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia). Vestnik of North-Eastern Federal University. 2024;21(3):173-183. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2222-5404-2024-21-3-173-183