Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Расширенный поиск

Символика цветового эпитета «белый» в японских и якутских художественных произведениях (на материале поэзии Такамура Котаро и Ивана Гоголева)

https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.73.39438

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме изучения цветообозначений в художественном тексте. Цветовой символизм в лингвистической науке представлен в тесной взаимосвязи с этнокультурным компонентом, отображая культурно-специфические элементы картины мира. Целью данного исследования является выявление символических значений колоратива «белый» на примере поэзии двух различных культур. В стихотворениях японского и якутского поэтов колоратив «белый» используется не только для выражения авторского стиля поэтов, но и является отражением этнопсихологических и культурных особенностей народа, что определило основные методы исследования как компонентный, сравнительно-сопоставительный и контекстуальный. В результате исследования раскрывается семантическая многоплановость символизма колоратива «белый», выявляются межкультурные различия в отношении к явлениям и событиям в жизни. В стихах японского поэта Такамура Котаро колоратив «белый» чаще всего встречается в универсальном значении при описании зимы и холода. Культурно-специфический компонент в символике данного колоратива раскрывается не просто в значении «белый от снега, от мороза», но и приобретает дополнительные значения «печаль», «увядание», «смерть». Очевидно, что функционирование колоратива «белый» базируется у поэта на традиционной японской символике, где белый цвет - это цвет траура. В поэзии Такамуро Котаро не реализуются такие символические значения колоратива «белый», присущие японской культуре, как «светлый», «чистый», что, по-видимому, можно объяснить индивидуальным стилем поэта, имеющим трагическую тональность. В стихах Ивана Гоголева колоратив «белый» выражает традиционное мировоззрение якутов: в значении «священный» использован с названиями божеств, со словами «солнце» и «небо»; в значении «красивый», «чистый», «светлый» используется при описании женщин. Интересным является сочетание традиционной цветосимволики с цветосимволикой определенного исторического периода. Так, в гражданской лирике поэта колоратив «белый» используется в значении «враг», «вражеский», что отражает в целом литературный период того времени. Таким образом, можно утверждать, что колоративы в художественных текстах представляют собой единицы, значение которых сводится не только к словарному определению, но также обусловливается культурными, этническими, географическими и историческими и даже временными факторами.

Об авторах

О. А. Мельничук
СВФУ им. М.К. Аммосова
Россия


Е. С. Руфова
СВФУ им. М.К. Аммосова
Россия


Список литературы

1. Авдуева З. С. Концептосфера цвета в поэтическом мире Чингиза Айтматова // Вестник Ошского государственного университета. - 2016. - № 3. - С. 234-238.

2. Батурина А. А. Поэтический текст как основа для переводческой интерпретации (колоремы моря в сонете «Гора Кикинеиз» А. Мицкевича) // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. - 2016. - № 3 (15). - С. 5-12.

3. Борисова Ю. А. Символика красного цвета в японском языке и способы ее перевода на русский язык // Ученые заметки ТОГУ. - 2017. - Т. 8. - № 1-2. - С. 235-239.

4. Иванова Ю. В. Цветообозначения в структуре поэтического текста и подходы к их исследованию // Известия РГПУ им. Герцена. - 2007. - Т. 22. - № 53. - С. 112-118.

5. Сапина Е. В., Репина М. В., Жукова С. В. Цветообозначения в современной лингвистике: семантические и семиотические аспекты // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8. - № 2-2. - С. 192-195.

6. Биль О. Н. Цветообозначения космического пространства в языке поэзии К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева // Гуманитарные исследования. - 2010. - № 2. - С. 57-62.

7. Печетова Н. Ю., Филиппова А. И. Использование прилагательных цветообозначения как художественный прием в произведениях Дины Рубиной // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2017. - № 6 (62). - С. 113-122.

8. Слесарева Т. Эпитет-колоратив белый в художественных произведениях: семантика и функционирование // Стылістыка: мова, маўленне і тэкст зборнік навуковых прац IV Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыi: да 95-годдзя заслужанага работніка адукацыі Рэспублікі Беларусь, доктара філалагічных навук, прафесара Міхася Яўгенавіча Цікоцкага. - 2017. - С. 285-289.

9. Шибкова О. С., Климовских Ю. А. Структурно-семантическая классификация состава макрополя цветообозначений в художественной картине мира О. Уайльда // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2011. - № 2. - С. 5-11.

10. Melnichuk O. Discursive strategies of magical realism in “L’écume des jours” by Boris Vian // Journal of LANGUAGE and LITERATURE. - Vol.5 - No.4. - Baku, 2014. - p. 292-298.

11. Такамура Котаро. Классическая форма / 高村光太郎. 典型. - Режим доступа: http://www.touhoku.com/00x-52tk-touhoku-tenkei.htm

12. Серошевский В. Л. Якуты: опыт этнографического исследования. - 2-е изд. - М., 1993. - 736 с.

13. Семенова В. Г. Поэзия Анемподиста Софронова: Истоки. Проблематика. Вопросы поэтики. - Якутск, 2004.

14. Габышева Л. Л. Пространственно-временная лексика и цветовая метафора в текстах олонхо// Язык-миф-культура народов Сибири: сборник научных трудов. Якутск: изд-во ЯГУ, 1994. - 231 с.

15. Гоголев И. М. Өксөкүлээх сэргэ. - 1979. - 432 с.


Рецензия

Для цитирования:


Мельничук О.А., Руфова Е.С. Символика цветового эпитета «белый» в японских и якутских художественных произведениях (на материале поэзии Такамура Котаро и Ивана Гоголева). Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2019;(5):101-108. https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.73.39438

For citation:


Melnichuk O.A., Rufova E.S. Symbolic of the Color Epitet "White" in Japan and Yakut Poetry (in case of the poetry Takamura Kotaro and Ivan Gogolev). Vestnik of North-Eastern Federal University. 2019;(5):101-108. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.73.39438

Просмотров: 105


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-5404 (Print)
ISSN 2587-5620 (Online)