Изображение «этнического прошлого» в тюркоязычных советских литературах (1960-е гг.)
https://doi.org/10.25587/2222-5404-2025-22-1-92-106
Аннотация
Статья посвящена осмыслению возрожденческих процессов, произошедших в национальных тюркоязычных литературах СССР во второй половине ХХ века. Сочетание контекстного и герменевтического методов позволили определить основные художественные тенденции в тюркоязычных литературах в изображении этнического прошлого. Материалом для исследования послужили произведения азербайджанских, казахских, чувашских, якутских, туркменских и татарских писателей, в которых началось изображение этнического прошлого, быта и традиций в положительном ключе. Среди них имеются социально-психологические, историко-биографические и исторические произведения. Первые серьезные попытки национально-культурного возрождения были связаны с изучением и возвращением в художественное сознание мотивов, образов, приемов народного творчества. Литературная деятельность П. А. Ойунского и М. Джалиля, Н. Сарыханова свидетельствуют об этом. Произведения М. Ибрагимова, Ильбека, М. Ауэзова, Г. Баширова и др. указали путь к художественному воссозданию прошлого народа как истории уникальной культуры и нравственно-философских представлений. Путем рассмотрения произведений установлено, что тюркоязычная литература данного периода характеризуется такими чертами, как: возвращение к национальным художественным традициям; изображение этнической жизни как единого образа, охватывающего стремление народа к знаниям; красота природы и установленный порядок быта; существование вековой мудрости и нравственных канонов; продуманность обычаев и праздников и мн. др. Этот образ утверждает тесную взаимосвязь человека со своим миром, родной землей, землей предков. Ключевыми художественными приемами в тюркоязычных литературах 1960-х годов, способствовавшими созданию новых контуров самой литературы, стали неразрывная взаимосвязь этнических и общечеловеческих ценностей; обращение к древнетюркским и этническим мифам, легендам; внутренние монологи, изображение душевных качеств в динамике и расширение смыслового диапазона традиционных образов от единичного ко всеобщему, к архетипическим началам и др.
Об авторе
Д. Ф. ЗагидуллинаРоссия
Загидуллина Дания Фатиховна – д. филол. н., проф., г. н. с. отдела литературоведения, обособленного подразделения ГНБУ «Академия наук РТ»
г. Казань
Список литературы
1. Галимуллин Ф.Г. Әле без туганчы…: 1920–1930 еллар әдәби хәрәкәтенә бер караш. Казан: Татар. кит. нәшр.; 2001:320. (На татар. яз).
2. Хомяков В.И. Социально-философская модель русской советской литературы 1920-1930-х гг. Ученые записки Орловского государственного университета. 2018;80(3):161-166.
3. Голубков М.М. Утраченные альтернативы: Формирование монистической концепции советской литературы, 20-30-е гг. Москва: Наследие; 1992:199.
4. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 т. Т. 1. 1953–1968. Москва: Академия; 2003:416.
5. Соцреалистический канон. Сборник статей под общей редакцией X. Гюнтера и Е. Добренко. Санкт-Петербург: Академический проект; 2000:1040.
6. Гирин Ю. Картина мира эпохи авангарда. Авангард как системная целостность. Москва: ИМЛИ РАН; 2013:400.
7. Мыреева А.Н. Многонациональный роман 1960–1980-х гг.: Типологические аспекты: дисс. …д. филол. наук. Якутск: 1999:337.
8. Семенов В.А. Творчество П. А. Ойунского и становление социалистического реализма в якутской советской литературе. Новосибирск: Наука, Сиб. Отделение; 1980:219.
9. Антонов Е.П. Платон Ойунский: национальная биография в советской империи. Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2018(25)4:27-32.
10. Юзеев Н.Г. Муса Җәлил поэмалары. Казан: Татар. кит. нәшр.; 1960:205 (На татар. яз).
11. Юсупова Н.М. Система образов-символов в татарской поэзии первой половины ХХ века. Казань: Ихлас; 2018:312.
12. Гулиев В. Мирза и эмирзаде: Вспоминая академика Мирзу Ибрагимова. URL: http://azyb.az/index.php/memuar/post/115 (дата обращения: 2 сентября 2024).
13. Ауэзова Л. История Казахстана в творчестве М. Ауэзова. Алматы: Санат; 1997:320.
14. История чувашской литературы ХХ века. Часть 2 (1956-2000 годы). Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во; 2017:432.
15. Ойунский П.А. Кудангса Великий. Перевод с якутского А.А. Борисовой. URL: https://фб2.рф/v-poiskah-zolotogo-zerna-70539769/read/part-4 (дата обращения: 10 декабря 2024).
16. Бурцева М.А. «Красный Шаман» и «Кудангса Великий» П.А. Ойунского в свете шекспировских сюжетов и образов: Автореферат дис. … к. филол. н. Улан-Удэ; 2021:28.
17. Сарыханов Н. Шукур-бахши. URL: https://tapemark.narod.ru/shukur-bakhshi.html (дата обращения: 4 апреля 2024).
18. Ибрагимов М. Перванэ. Москва: Известия; 1978:372.
19. Ауэзов М. Путь Абая. Алматы: Жибек жолы; 2012:568 (На каз. яз).
20. Сатпаев К. Выдающееся произведение казахской советской литературы. Сборник статей к его шестидесятилетию. Алма-Ата: 1959:28-39.
21. Уразаева К. «Путь Абая»: актуально об актуальном. Простор. 2017;(12):166-180.
22. Ильбек М. Черный хлеб. URL: https://www.rulit.me/books/chernyj-hleb-read-590254-1.html?ysclid=m4ryepyckr361857817 (дата обращения: 10 ноября 2024).
23. Бәширов Г. Туган ягым – яшел бишек. Сайланма әсәрләр: 5 томда. Т. 2. Казан: Татар. кит. нәшр.; 2005:398. (На татар. яз.).
24. Галиуллин Т.Н. Без белгән һәм әле беләсе Гомәр Бәширов. Сайланма әсәрләр: 5 томда. Т. 5. Казан: Татар. кит. нәшр.; 2005:3-8. (На татар. яз).
Рецензия
Для цитирования:
Загидуллина Д.Ф. Изображение «этнического прошлого» в тюркоязычных советских литературах (1960-е гг.). Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2025;22(1):92-106. https://doi.org/10.25587/2222-5404-2025-22-1-92-106
For citation:
Zagidullina D.F. Depiction of the “ethnic past” in Turkic language Soviet literature (1960s). Vestnik of North-Eastern Federal University. 2025;22(1):92-106. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2222-5404-2025-22-1-92-106