Потенциал колористических дескрипций листвы в продуцировании цветообозначений: на фоне художественного и рекламного дискурсов
https://doi.org/10.25587/2222-5404-2025-22-1-149-161
Аннотация
В статье представлены результаты выполненного на материале текстов художественного и рекламного дискурсов исследования, цель которого выявить потенциал колористических дескрипций листвы на основе реконструированного сегмента цветовой концептосферы флористического пространства русского языка и описать функциональность колористических дескрипций листвы, в частности – их активность и продуктивность в создании новых терминов цвета, что представляется актуальным в свете стоящей перед лингвистикой цвета задачей создания по возможности полной версии описания цветовой концептосферы русского языка. Для достижения цели применяется комплекс методов (сплошной выборки, описательно-аналитический, контекстуальный, количественной обработки данных), позволяющих решить следующие задачи: 1) установить состав значимых в перцепции и визуализации листвы в прозе К. Г. Паустовского, мастера художественного слова, терминов цвета; 2) раскрыть на материале функционирующих в художественном тексте колористических дескрипций листвы специфику цветовой манеры письма писателя; 3) выявить функциональный потенциал описаний листвы, реализуемый в художественном и рекламном тексте; 4) установить состав и специфику функционирования основанных на колористической дескрипции листвы рекламных терминов цвета. Основными результатами проведенного полидискурсивного исследования являются выявление и описание: 1) реестра терминов цвета, актуализируемых писателем в визуализации листвы, из которых 26 единиц относятся к ядру, более 30 расширяют цвето-световой диапазон; 2) доминанта цвета (желтый), несущая отпечаток индивидуально-авторской перцепции К. Г. Паустовского; 3) соотношения авторских цветовых предпочтений в визуализации листвы и русскоязычного цветового стандарта; 4) набора транслируемых терминами цвета значений; 5) стилистического разнообразия цветообозначений; 6) черт цветовой манеры письма писателя; 7) функционала выявленных в художественном тексте терминов цвета; 8) механизма продуцирования в рамках художественного и рекламного текста терминов цвета, основанных на колористической дескрипции листвы. Делается заключение о значимости полученных результатов как для описания индивидуально-авторской цветовой картины мира художника слова, так и для реконструкции цветовой концептосферы флористического пространства русского языка; о продуктивности полидискурсивного исследования цветовой концептосферы, позволяющего, с одной стороны, фиксировать процесс создания терминов цвета, инвентаризировать их, с другой – эксплицировать основания их создания и использования.
Об авторе
Т. В. СивоваБеларусь
Сивова Татьяна Викторовна – к. филол. н., доц. каф. журналистики
г. Гродно
Scopus Author ID: 57212221099
ResearcherID Web of Science MAH-8419-2025
Список литературы
1. Кульпина В.Г. Лингвистика цвета. Термины цвета в польском и русском языках. Москва: Московский лицей; 2001:470.
2. Кульпина В.Г. Лингвистическая цветология: от истории к современности цветовых концептосфер. Москва: МАКС Пресс; 2019:288.
3. Кульпина В.Г. Лингвистика цвета: стилистические функции терминов цвета в разных дискурсивных средах. Язык, сознание, коммуникация. Москва: МАКС Пресс, 2017;56:14-26.
4. Подюков И.А. Цветовые универсалии в народной лексике природы. Умозрение в красках. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Строгановские чтения»–IV, «Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи»–VIII. Усолье: Палаты Строгановых. 2011:7-10.
5. Кокорин С.А. Поэтика цвета как средство отражения внутреннего мира лирического героя в поэтическом тексте С. А. Есенина. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016;(4):161-165.
6. Камаль З.А. Флористическая лексика в лирике С. Есенина: Автореф. дис. … к. филол. н. Воронеж, 2011:24.
7. Макевнина И.А. Поливариативное звучание лексемы красный и ее производных в поэтической системе Варлама Шаламова. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016;(8-2):36-39.
8. Акулинина Е.П. Система флористических текстовых единиц в творческой картине мира Б. Л. Пастернака: Автореф. дис. … к. филол. н. Тамбов, 2009:23.
9. Яковлева С.В. Об особенностях перевода тропов на немецкий язык. Иностранный язык и культура в контексте образования для устойчивого развития. 2019;(9):232-237.
10. Паустовский К.Г. Собрание сочинений : в 9 т. Москва: Художественная литература; 1981-1986.
11. Авито. Сайт рекламных объявлений. URL: https://www.avito.ru/, свободный (дата обращения: 24.07.2024).
12. Русский ассоциативный словарь. Под ред. Ю.Н. Караулова. Москва: Астрель: АСТ; 2002:784.
13. Харченко В.К. Словарь цвета: реальное, потенциальное, авторское. Москва: Лит. ин-т им. А. М. Горького; 2009:532.
14. Цвет и названия цвета в русском языке. Под ред. А. П. Василевича. Москва: КомКнига; 2005:216.
15. Сивова Т.В. Доминанты цвета флористического пространства прозы К. Г. Паустовского. Когнитивные исследования языка. 2021;3(46):639-643.
16. Сивова Т.В. Цвет герани в цветовой концептосфере русского языка. «Язык цветов» и цветы в языке, литературе и культуре: Москва: ИКД «Зерцало-М». 2024:366-376.
17. Сивова Т.В. Как описать цвет камыша: опыт полидискурсивного исследования. Когнитивные исследования языка. 2024;58(2):211-214.
18. Фрумкина P.M. Цвет. Смысл. Сходство. Аспекты психолингвистического анализа. Москва: Наука; 1984:175.
19. Кульпина В.Г., Сивова Т.В. Об издательском проекте «Лингвистика цвета: энциклопедический словарь». Язык, сознание, коммуникация. Вып. 64 : сб. статей. Москва: Макс Пресс; 2023:26-54.
20. Сивова Т.В. Авторская концептуализация осени в романе К. Г. Паустовского «Романтики». Языковые категории и единицы: синтагматический аспект. Владимир: Владимир. гос. ун-т. 2013:551-554.
Рецензия
Для цитирования:
Сивова Т.В. Потенциал колористических дескрипций листвы в продуцировании цветообозначений: на фоне художественного и рекламного дискурсов. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2025;22(1):149-161. https://doi.org/10.25587/2222-5404-2025-22-1-149-161
For citation:
Sivova T.V. The potential of foliage colour descriptions for creating colour terms: a study of artistic and advertising discourses. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2025;22(1):149-161. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2222-5404-2025-22-1-149-161