Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Расширенный поиск

Выбор средств выражения в рассказе Бунина «Святые»

https://doi.org/10.25587/r1448-4458-3482-d

Аннотация

В современной науке проблема автора является актуальной и недостаточно изученной. В статье данная проблема рассматривается в структуре языковой композиции рассказа И. А. Бунина «Святые». В данном исследовании определено, от какого лица ведётся повествование, как между собой взаимосвязаны образы автора и рассказчика, выделены словесные ряды, участвующие в языковой организации сказа. Исследование показало, что не бывает произведений без автора, ведь автор - это организующее начало, благодаря которому текст выстраивается в единую и целостную композицию. Тематическая близость произведений не определяет их стилистическую и содержательную однородность. Можно найти немало подобных примеров, однако сперва следует изучить их структуру, применив сопоставительно-стилистический анализ. Объектом нашего исследования стали рассказы И. А. Бунина «Золотое дно» и «Сны». Нас заинтересовал тот факт, что изначально эти произведения вышли под единым названием «Чернозём» - значит, они имеют стилистическую общность. Доказать эту гипотезу нам помог анализ произведений, в ходе которого были выявлены следующие сходные черты: - тематико-стилистическая близость проступает в образах рассказчиков, выраженных в обоих текстах местоимением 1-го лица единственного числа и соответствующими ему формами глаголов. Образы рассказчиков и в том и в другом произведении приближены к образу автора. Их речь отличается гармоничностью и строгой ясностью, что даёт представление о рассказчиках как о носителях литературного языка. Эту точку зрения подтверждает использование изобразительных приемов повествования (в данном случае - эпитетов, сравнений и метафор), мотивированных восприятием персонажа, т. е. передающих его впечатления от прочувствованного, увиденного или услышанного: Когда часы нерешительно, точно раздумывая, пробили восемь, где-то завизжала и гулко хлопнула дверь, а на платформе жалобно заныл звонок («Сны»). В обоих произведениях можно выделить главного рассказчика и второстепенных персонажей, при этом речь последних насыщена просторечными и диалектными единицами, что соответствует разговорной разновидности языка, присущей им. На синтаксическом уровне созданию образов такой речи способствуют краткость и соответствующая звучанию интонация синтагм, присоединительные и уточняющие конструкции, вводные слова, лексические повторы, обращения, просторечные и диалектные слова и выражения. Структурно-стилистические совпадения заметны уже в обозначении места и времени событий: уже в начале рассказов обнаруживаем указание на место событий (зеленые холмистые поля («Золотое дно») - в поле было холодно, туманно («Сны»). О времени событий в «Золотом дне» говорится и с использованием прямого значения слова (Быстро падает синеватый сумрак летней ночи), и с помощью деталей (Горько и свежо пахнет березами, весело отдается под развесистыми ветвями громыхание бубенчиков, птицы сладко звенят в зеленых чащах...). Во «Снах» же о времени событий - глубокой осени - говорится всего лишь в нескольких подробностях (Я лег на вытертый плюшевый диван и тотчас уснул, утомленный тяжелой дорогой под дождем и снегом…). И в том и в другом рассказах упоминается станция, которая сама по себе указывает на тему путешествия. Образы рассказчиков раскрываются прежде всего в словах и выражениях, несущих оценочные смыслы. Например, в «Золотом дне» можно выделить словесный ряд, заданный четырежды повторяющейся лексемой «плохо»: Я вхожу в переднюю... О, да это совсем ночлежка! Темно, душно, стены закопчены дымом махорки, которую курит бывший староста Батуриных, Дрон, не покинувший усадьбу и доныне...; Но жутко здесь, в этой котловине, со всех сторон замкнутой холмами, спускающимися к пересохшему руслу Воргла, и бледно освещенной неверным месячным светом! (Золотое дно). Таким образом, сопоставительно-стилистический анализ способствовал выявлению тематической, стилистической и структурной близости произведений, что позволяет понять причину того, почему писатель объединил их в единое целое.

Об авторе

М. С. Колосков
ФГБОУ ВО Литературный институт имени А.М. Горького
Россия


Список литературы

1. Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Вопросы литературы и эстетики. - М.: «Художественная литература», 1975. - С. 70.

2. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. - М.: Гос. изд. худ. лит., 1959. - С. 140.

3. Папян Ю. М. Образы автора и рассказчика в слагаемых языковой композиции // Язык - культура - история. Сборник статей к 80-летию Л. И. Скворцова. - М.: Литературный институт им. А. М. Горького, 2014. - С. 115.

4. Горшков А. И. Русская стилистика. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2001.

5. Диалектический атлас русского языка - М.: Аспект-Пресс, 1994.


Рецензия

Для цитирования:


Колосков М.С. Выбор средств выражения в рассказе Бунина «Святые». Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2020;(4):52-58. https://doi.org/10.25587/r1448-4458-3482-d

For citation:


Koloskov M.S. On the choice of expressive means in Bunin’s short story “The Saints”. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2020;(4):52-58. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/r1448-4458-3482-d

Просмотров: 81


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-5404 (Print)
ISSN 2587-5620 (Online)