Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Расширенный поиск

Пародирование кодов классической трагедии в драматургических экспериментах А. В. Сухово-Кобылина и Н. Р. Эрдмана

https://doi.org/10.25587/v3232-3496-6124-h

Аннотация

Пародийная рецепция жанровых признаков трагедии является одной из характеристик организации поэтики драматургических экспериментов А. В. Сухово-Кобылина и Н. Р. Эрдмана. Материалом аналитического прочтения послужили комедия-шутка А. В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» и пьеса Н. Р. Эрдмана «Самоубийца», исследуемые в границах сравнительно-исторического, историко-типологического, герменевтического методов, а также метода структурного анализа. Пьесы Сухово-Кобылина и Эрдмана рассматриваются как пародийная игра с классическим жанром трагедии. Пародирование формы возможно при наличии устойчивых признаков. Наполнение формы новыми неожиданными смыслами предприняли драматурги XIX и XX столетий в процессе пародийного осмысления канонических признаков жанра: конфликта, героического персонажа, стремящегося преодолеть роковую предопределенность структурных элементов. Кажущаяся роковая предопределенность в драмах Сухово-Кобылина и Эрдмана реализуется в пародийном пространстве: рок выдуман (Тарелкин) и навязан (Подсекальников). Если герой трагедии действовал из высоких побуждений (даже если это была кровная месть), то герой нового времени вступает в борьбу с бытовыми, сугубо материальными и даже нарочито сниженными обстоятельствами, что создает пародийный эффект. Герой классической трагедии в драматургических экспериментах пародируется ничем не примечательными персонажами, играющими в борьбу со смертью. Тарелкин и Подсекальников балансируют на грани двух миров, выбирая в финале простой и понятный выход из конфликта. Сухово-Кобылин, оставляя финал открытым, пародирует композиционный строй трагедии: игра с Роком заканчивается по желанию самого героя. Эрдман разрешает действие пародией на катарсис, инспирированный законом античной трагедии. Пародийное осмысление конфликта, типа героя, его жертвенной функции и страданий, композиционной организации в художественной системе комедии-шутки Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» и пьесы Эрдмана «Самоубийца» выполняет несколько функций. С одной стороны, расширяется «понимающий» (М. Бахтин) потенциал жанра, что способствует его обновлению и развитию, созданию новых жанровых образований. С другой стороны, презентируется глубина и многогранность художественного мышления авторов, специфика их идиостиля. Трансформация формально-содержательного единства текста, пародирование кодов классической трагедии в пространстве комедийного жанра открывает новые возможности прочтения жанрового канона.

Об авторах

О. К. Страшкова
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия


И. А. Бабенко
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. - С. 198-226.

2. Фрейденберг О. М. Происхождение пародии // Труды по знаковым системам. - Тарту, 1973. - С. 490-497.

3. Новиков В. И. Книга о пародии. - М.: Советский писатель, 1989. - 544 с.

4. Забудская Я. Л. Трагедия глазами комедии: о принципах пародии у Аристофана // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2010. №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tragediya-glazami-komedii-o-printsipah-parodii-u-aristofana (дата обращения 22.12.2020)

5. Страшкова О. К. Новая драма как артефакт Серебряного века. - Ставрополь: СГУ, 2006. - 576 с.

6. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советская Россия, 1979. - 317 с.

7. Сухово-Кобылин А. В. Смерть Тарелкина // Картины прошедшего. - М.: Наука, 1989. - С. 139-189.

8. Эрдман Н. Р. Самоубийца // Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников. - М.: Искусство, 1990. - С. 51-111.

9. Аристотель. Поэтика // Хрестоматия по античной литературе. В 2 т. Т. 1. // Н. Ф. Дератани, Н. А. Тимофеева. М.: Просвещение, 1965. - URL: http://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/aristotel1_1.txt (дата обращения 3.12.2020)

10. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Собр. соч. в 9 т. т. 3. - М., 1978. - 614 с.

11. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. - М.: Наука, 1964. - 487 с.

12. Млечко А. В. Игра, метатекст, трикстер: пародия в «русских» романах В. В. Набокова. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. - 188 с.


Рецензия

Для цитирования:


Страшкова О.К., Бабенко И.А. Пародирование кодов классической трагедии в драматургических экспериментах А. В. Сухово-Кобылина и Н. Р. Эрдмана. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2021;(1):89-97. https://doi.org/10.25587/v3232-3496-6124-h

For citation:


Strashkova O.K., Babenko I.A. Paroding of classical tragedy codes in dramaturgical experiments A. V. Sukhovo-Kobylin and N. R. Erdman. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2021;(1):89-97. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/v3232-3496-6124-h

Просмотров: 99


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-5404 (Print)
ISSN 2587-5620 (Online)