№ 1 (2021)
БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
5-19 140
Аннотация
Сокращение биоразнообразия считается одной из значимых проблем современности. Одной из причин исчезновения редких видов растений является утрата характерных местообитаний. Поэтому для сохранения таких видов необходимо изучение эколого-ценотических параметров типичных биотопов на всем протяжении ареала и выделение ключевых факторов, лимитирующих их распространение. Gymnadenia conopsea (L.) R. Br. (Orchidaceae) - вид с сокращающейся численностью, включен в Красные книги многих субъектов РФ, в том числе и Кировской области. Цель настоящего исследования - выявление фитоценотических параметров и экологических условий местообитаний G. conopsea в пределах южно-таежного фрагмента ареала (Кировская область). Сбор материала проведен в течение вегетационных периодов 2007-2019 гг. Описания растительных сообществ с G. conopsea осуществлены согласно общепринятым геоботаническим методам. Оценка экологических условий местообитаний проведена по составу видов в сообществах по десяти амплитудным шкалам Д. Н. Цыганова. Гемеробность определена по составу видов в растительных сообществах, в которых каждый вид имеет индивидуальный спектр толерантности к антропогенным факторам. Показано, что в пределах рассматриваемого фрагмента ареала местообитания G. conopsea характеризуются широким спектром типов: ксеро-мезофильные луговые сообщества, опушечные фитоценозы лесо-лугового типа, лесные сообщества из Pinus sylvestris. G. conopsea относится к мезобионтным видам. Коэффициент экологической валентности в среднем составляет 55%. Вид в изученных фитоценозах реализует от 3,54 до 52,20% своих потенциальных возможностей по изученным факторам. По климатическим факторам вид гемиэврибионтен (It-0,66). Максимально реализует свои потенции G. conopsea по омброклиматической шкале (15,14%). По всем климатическим шкалам экологические условия изученных местообитаний занимают центральное положение от потенциально возможных. В обобщенном спектре почвенных шкал вид выступает как гемистенобионт (It-0,44). Для G. conopsea полученные результаты позволяют расширить на 0,62 ступени влево шкалу кислотности почв и на 1,07 ступени вправо шкалу солевого режима. По остальным шкалам значения экологического пространства G. conopsea в изученных биотопах укладываются в диапазоны, приводимые Д. Н. Цыгановым для данного вида. По результатам PCA анализа исследованных ЦП и значений эдафических параметров биотопов установлено, что определяющими параметрами экоареала для G. conopsea являются факторы увлажнения и переменности увлажнения почвы. Растительные сообщества с участием G. conopsea представлены преимущественно видами с высокой чувствительностью к антропогенному воздействию. Во всех исследуемых фитоценозах выявлена значительная доля участия b-c-p-гемеробов (34,89%), что свидетельствует об относительной устойчивости вида.
20-33 212
Аннотация
Исследования, проведённые в XX в. академиком Е. Н. Павловским и его многочисленными учениками, доказали большое значение иксодовых клещей не только как переносчиков, но и как длительных хранителей возбудителей ряда опасных инфекций человека и домашних животных. Поэтому представляет определенный интерес изучение видового состава, распределения этих паразитических членистоногих конкретной территории, некоторых особенностей экологии клещей в районах, слабо затронутых прежде исследованиями подобного рода. Иксодовые клещи Курганской области в фаунистическом отношении являются недостаточно изученной группой паразитических членистоногих. Настоящая работа предпринята с целью обобщить имеющиеся данные по иксодовым клещам Курганской области. В задачи входило уточнение видового состава иксодовых клещей, их географического распределения по территории области, выявление основных хозяев-прокормителей. Учёт преимагинальных фаз иксодовых клещей осуществляли по общепринятым методикам - путём очёсывания зверьков и осмотра внутренних сторон мешочков, куда индивидуально помещали мелких млекопитающих. Всего паразитологической оценке подвергнуто 25 видов мелких млекопитающих, с которых снято 733 личинки и нимфы иксодид. Широко по территории Курганской области встречаются Ixodes persulcatus, Ixodes apronophorus, Dermacentor reticulatus и Dermacentor marginatus. Из них наибольший круг хозяев-прокормителей имеют Ixodes persulcatus и Dermacentor reticulatus. В исследуемый период основными прокормителями иксодовых клещей в Курганской области были обыкновенная и тундряная бурозубки, лесная мышовка, красная и узкочерепная полевки. Преимущественно по югу Курганской области распространен клещ Dermacentor silvarum. Очень редок клещ Ixodes trianguliceps, зарегистрированный лишь однажды. Клещи Ixodes ricinus (имаго) сняты преимущественно с домашних животных. Фауна иксодид Курганской области может быть пополнена за счёт находок Ixodes lividus и Ixodes crenulatus. Хозяева-прокормители (береговая ласточка Riparia riparia Linnaeus, 1758, рыжеватый суслик Spermophilus major Pallas, 1779, краснощекий суслик Spermophilus erythrogenys Brandt, 1841, байбак Marmota bobak Müller, 1776, корсак Vulpes corsac Linnaeus, 1768, обыкновенная лисица Vulpes vulpes Linnaeus, 1758, азиатский барсук Meles leucurus Hodgson, 1847, степной хорь Mustela eversmanii Lesson, 1827) этих клещей сравнительно широко распространены в Курганской области.
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ
34-42 115
Аннотация
Пленки толщиной в несколько десятков нанометров формировались осаждением атомов углерода в плазме метана на подложках SiO2 c последующей термообработкой при температуре от 650 °C до 800 °C. Методы атомно-силовой и электронной микроскопии, ИК- и УФ-спектроскопии, спектроскопии комбинационного рассеяния и измерения силы тока в зависимости от освещения были использованы для исследования оптических и электрических свойств полученных пленок. Анализ результатов оптических исследований показал, что пленки имеют полосы поглощения в УФ- и дальней ИК-областях. Результаты воздействия освещения галогеновой лампой, имеющей широкий спектральный диапазон, показали изменение фототока до 1,85 мА при напряжении на образце 8 В. Величина фототока зависит от напряжения, и при достижении 10 В наступает насыщение. Фоточувствительность синтезированных углеродных плёнок объяснено фотогенерацией носителей заряда при освещении. Зависимость от напряжения связана с эффективным разделением фотогенерируемых носителей заряда электрическим полем. Сделан вывод, что полученные пленки могут быть использованы в качестве фотосенсоров дневного освещения.
43-49 103
Аннотация
В фундаментальных теориях, где априори вводятся понятия пространства и времени, возникает противоречие. Согласно реляционной концепции пространства и времени, последние не должны рассматриваться отдельно от материи. Данная концепция обусловлена общей теорией относительности. Экспериментальные исследования, проведенные с целью проверки неравенства Белла доказали, что в фундаментальной структуре реальности имеет место квантовая нелокальность, т. е. некоторая целостная структура. Это означает, что каждая частица имеет некоторую таинственную связь с окружением, что также согласуется с реляционной концепцией пространства-времени. Поэтому при исследовании фундаментальной структуры реальности мы опирались на представление, согласно которому физическая реальность проявляется в результате наложений независимых систем. Это представление отличается тем, что оно согласуется с реляционной концепцией пространства-времени. В конце двадцатого столетия было обнаружено ускоренное расширение пространства нашей Вселенной. Это открытие способствовало появлению представления о наличии темной энергии. Ускоренное расширение пространства обусловлено законом возрастания энтропии замкнутой системы. На основе концепции наложения систем было определено условие замкнутости системы, из которого следуют закон возрастания энтропии и расширение пространства Минковского. В настоящей работе рассматривается гравитационное поле, индуцированное ускоренным расширением пространства по закону Хаббла. Показано, что при экспоненциальном расширении пространства индуцируется радиальное гравитационное поле. Расчеты показали, что это поле соответствует гравитационному полю равномерно распределенных по объему пространства источников поля. При этом каждый объект имеет массу и свойство, притягивающее другие объекты. Представлена космологическая модель вселенной, имеющая подобные объекты. В ней вселенная ограничена горизонтом событий и является замкнутой системой. Разработанная математическая модель позволяет рассчитать распределение гравитационного потенциала предложенной модели. Получена формула Эйнштейна <>, которая представляет потенциальную энергию объекта.
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
50-57 148
Аннотация
В данной статье рассматриваются термины-метафоры и терминологически устойчивые выражения с колоронимами в медицинской терминологии. Актуальность исследования автора определяется интересом к проблематике, связанной с теоретическим и практическим изучением метафорического термина и терминологически устойчивого выражения с колоронимами и их использования в языке медицины. Целью представленного исследования является изучение метафорических терминов и терминологически устойчивых выражений с колоронимами в медицинской терминологии. Материалом для исследования являлись цветовые наименования симптомов, органов и их частей, включенные в медицинские энциклопедические словари и справочники. Доказано, что метафорические термины способны выразить связь языка нации с языком науки за счет определения образов и ассоциаций, которые присущи метафоре. Рассмотрено, что метафоры и терминологически устойчивые выражения в медицине определяют свое значение с употреблением цветовых окрасок кожи, описания заболевания и симптомов болезни. Выявлено, что возможны различные типы сходства цвета и болезни в медицинской терминологии. Доказано, что каждый из метафорических терминов связан с другими терминами логическими и ассоциативными отношениями с помощью цвета. Термины-метафоры и терминологически устойчивые выражения придают особый смысл и уникальность медицинской терминологии. Рассмотрены метафоры и терминологически устойчивые выражения в медицине с колоронимами белого и красного цветов. Выявлено, что термины-метафоры и терминологически устойчивые выражения с колоронимами являются неотъемлемой частью лексики медицинской терминологии русского и английского языков.
58-66 96
Аннотация
Цель статьи - проанализировать специфику воплощения философско-юмористического ощущения в творчестве современного казахстанского писателя и поэта. Научная новизна заключается в том, что впервые поэзия и повесть-воспоминание Б. Каирбекова анализируются как единый текст. Использование историко-функционального, типологического, структурно-семантического методов анализа научно-исследовательской литературы позволили проанализировать различные дефиниции понятия «философско-юмористическое мироощущение». Полученные результаты показали, что авторское философско-юмористическое мировидение воплощено, во-первых, посредством смеховой стихии, причем смех становится эмоционально-эстетической настроенностью, определенной формой поведения, которая «материализует» ее посредством диалога с элементами иронии, саркастических образов, доброго юмора. Во-вторых, с помощью авторской маски, носителем которой становится лирический герой: именно он и творец, и персонаж, мыслящий и фантазирующий от собственного лица, исповедующийся перед читателем. Одним из основных способов передачи философско-юмористического мироощущения стала самоирония поэта, которая описывает переживаемые им чувства. Эти эмоции представляют собой иронический сплав осмеяния и осуждающей оценки. Представленные и описанные выводы могут стать основой для написания статьи в учебниках или учебных пособиях по истории русскоязычной литературы Казахстана, а также при издании и комментировании произведений Бахыта Каирбекова.
67-77 114
Аннотация
В статье рассмотрена кумыкская драматургия 1920-1950-х гг., на которые приходится деятельность известных национальных драматургов А.-П. Салаватова, А. Курбанова, Аткая, Ю. Гереева, Г. Рустамова, А. Баширова и др. Основной массив произведений органично вписывается в контекст советской эпохи, когда словесная культура была нацелена на решение задач, стоявших перед обществом, на строительство новой жизни. В сценических произведениях доминируют присущие указанному периоду проблематика, мотивы, в частности, борьба с духовенством, коллективизация, проблемы просвещения, гневная отповедь фашизму, возвращение к мирной жизни и т. д. При этом в русле деидеологизированного прочтения драматургического наследия советского прошлого отмечено, что индивидуальное мастерство, самобытность авторов обусловили выходы за грани утвердившихся в литературе соцреалистических клише, отражение, пусть и через детали, реалий неоднозначной действительности. Актуальность исследования обусловлена тем, что впервые объектом научного рассмотрения становится кумыкская драматургия первой половины XX в. в целостном виде, с выявлением вех ее развития, эволюции, с высвечиванием наиболее знаковых явлений, текстов, с определением вклада в этот процесс конкретных авторов. Базовыми являются социокультурный и аналитический методы исследования. Кумыкская драматургия исследована с учетом принципа историзма, а также опыта современного российского литературоведения по новому прочтению советского литературного наследия. Произведения А.-П. Салаватова «Красные партизаны», А. Курбанова «Поворот», «Любовь Асият», комедии А. Баширова «Манап», М. Курбанова «Молла Насрутдин» и др. осмысливаются как в русле движения литературного процесса, так и социально-политической ситуации времени их создания. В хронологическом разрезе выявлены пути эволюции проблематики, развития жанров, поэтики, в том числе усиление психологизма. В данном контексте, в частности в жанровом плане, отмечены активизация социальной драмы трагедийного звучания в годы строительства советской власти (конец 1920 - начало 1930-х гг.), зарождение комедии (вторая половина 1930 гг.), актуализация в последующем семейно-бытовой проблематики, возникновение психологической драмы (послевоенный период).
78-88 115
Аннотация
В статье представляются работы В. Ф. Трощанского (1843-1898) «Эволюция черной веры якутов», «Наброски о якутах якутского округа» в сравнительном контексте с материалами по этнографии и социальным вопросам из научного наследия А. Е. Кулаковского (1877-1926). Актуальность исследования заключается в изучении их трудов в аспектах и направлениях концептуальных положений относительно культуры народа саха, в привлечении внимания исследователей к материалам Трощанского, представляющим несомненные интересные источники этнографического плана. Цель исследования - раскрыть параметры научной аргументации выводов в работах Кулаковского как логически выверенных продуманныхположений в четких границах темы, определить их переклички с идеями работ Трощанского, где особенную значимость приобретают авторские ракурсы изучения жизни якутов. Методологической базой исследования являются теоретические направления источниковедения как отрасли филологии. В этом плане анализ ранее не изученных или малоизученных текстов Трощанского может выступать в определенной степени новым значительным материалом по этнографии якутов. В работе избраны культурологический, герменевтический методы в сравнительно-типологическом анализе текстов, источников, документов. Результаты изучения представленных материалов заключаются в подтверждении параметров индивидуального авторского начала в систематизации выводов, отраженных в представленных работах, во введении в научный оборот новых сопоставительных материалов в изучении наследия якутских классиков, в частности Кулаковского - глубокого знатока, исследователя культуры, истории родного народа.
89-97 103
Аннотация
Пародийная рецепция жанровых признаков трагедии является одной из характеристик организации поэтики драматургических экспериментов А. В. Сухово-Кобылина и Н. Р. Эрдмана. Материалом аналитического прочтения послужили комедия-шутка А. В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» и пьеса Н. Р. Эрдмана «Самоубийца», исследуемые в границах сравнительно-исторического, историко-типологического, герменевтического методов, а также метода структурного анализа. Пьесы Сухово-Кобылина и Эрдмана рассматриваются как пародийная игра с классическим жанром трагедии. Пародирование формы возможно при наличии устойчивых признаков. Наполнение формы новыми неожиданными смыслами предприняли драматурги XIX и XX столетий в процессе пародийного осмысления канонических признаков жанра: конфликта, героического персонажа, стремящегося преодолеть роковую предопределенность структурных элементов. Кажущаяся роковая предопределенность в драмах Сухово-Кобылина и Эрдмана реализуется в пародийном пространстве: рок выдуман (Тарелкин) и навязан (Подсекальников). Если герой трагедии действовал из высоких побуждений (даже если это была кровная месть), то герой нового времени вступает в борьбу с бытовыми, сугубо материальными и даже нарочито сниженными обстоятельствами, что создает пародийный эффект. Герой классической трагедии в драматургических экспериментах пародируется ничем не примечательными персонажами, играющими в борьбу со смертью. Тарелкин и Подсекальников балансируют на грани двух миров, выбирая в финале простой и понятный выход из конфликта. Сухово-Кобылин, оставляя финал открытым, пародирует композиционный строй трагедии: игра с Роком заканчивается по желанию самого героя. Эрдман разрешает действие пародией на катарсис, инспирированный законом античной трагедии. Пародийное осмысление конфликта, типа героя, его жертвенной функции и страданий, композиционной организации в художественной системе комедии-шутки Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» и пьесы Эрдмана «Самоубийца» выполняет несколько функций. С одной стороны, расширяется «понимающий» (М. Бахтин) потенциал жанра, что способствует его обновлению и развитию, созданию новых жанровых образований. С другой стороны, презентируется глубина и многогранность художественного мышления авторов, специфика их идиостиля. Трансформация формально-содержательного единства текста, пародирование кодов классической трагедии в пространстве комедийного жанра открывает новые возможности прочтения жанрового канона.
98-105 95
Аннотация
В якутском языкознании, начиная с работы «О языке якутов» О. Н. Бётлингка, принято считать формой прошедшего категорического времени аффикс на -т/-д, который выражает недавнопрошедшее время в сравнении с формой на -быт, которая показывает давнопрошедшее время. В грамматиках других тюркских языков эту форму обозначают по большей части как -ты [1] и называют прошедшим категорическим временем. Из-за этого в обозначении формы спряжения имеются разночтения. С одной стороны, когда с аффиксом времени употребляется форма на -т, считается, что здесь формой спряжения выступает аффикс принадлежности: бар-т-ым (-ыҥ, -а/та, -быт, -ыгыт, -ылар); с другой стороны, когда с аффиксом времени употребляется форма на -ты, считается, что употребляется стяженная краткая форма аффикса сказуемости: бар-ты-м (-ҥ, -0, -быт, -гыт, -лар). Данная статья посвящена разрешению этой проблемы в якутском и тюркском языкознании. Анализ спряжения причастных форм якутского языка показал именной характер происхождения спрягаемых форм. Тем самым формами спряжения выступают: в настоящем времени - полный аффикс сказуемости, произошедший от личного местоимения, в прошедшем времени - аналитический аффикс, произошедший от слияния формы категорического прошедшего времени с кратким аффиксом сказуемости. Употребление в данной позиции аффикса сказуемости подтверждает наличие в конце аффикса прошедшего времени узкого гласного. Этот факт свидетельствует о том, что новый аффикс спряжения омонимичен аффиксу принадлежности и имеет значение прошедшего времени и всегда образует именное сказуемое.
106-114 118
Аннотация
Цель настоящего исследования заключается в рассмотрении специфики художественного воплощения образа детства в эпопее «Солнце мертвых» выдающегося писателя русского зарубежья первой половины XX в. И. С. Шмелева. Актуальность исследования определяется заметно возросшим интересом в современном литературоведении к творческому наследию писателя, стремлении осмыслить всю полноту и сложность его художественного мира. Методами предпринятого исследования стали интерпретация, сопоставление, наблюдение и обобщение. Полученные в ходе литературоведческого анализа результаты показали, что в рассматриваемом произведении детские образы предстают олицетворением духовной чистоты, невинности, силы и истинной красоты. Сохраняя внутреннюю близость Богу, герои-дети в тяжелейших внешних обстоятельствах оказываются способны проявлять любовь и доброту к окружающим людям, сострадать их горю и несчастью. Бытийный план земного существования, онтологическое осмысление действительности оказываются наиболее органичными для детского мировосприятия. Образ-символ голубя становится характерным выражением чистоты детского сердца. В эпопее преимущественно показаны образы страдающих детей, испытывающих голод и нищету, потерявших родной дом и близких людей. Мотивы детской смерти, духовной омертвелости, развращающего влияния взрослых на хрупкие детские души, являющиеся одними из ключевых мотивов текста, определяют развитие его важнейшей нравственной проблемы - меры ответственности взрослых за принятые решения и совершенные поступки. Исторический контекст произведения - события Гражданской войны и послереволюционного террора в Крыму - возводит обозначенную проблему к размышлениям Ф. М. Достоевского о «слезинке ребенка», целях и средствах достижения гармонии и счастья человечества. Важнейшую роль в «Солнце мертвых» играет принцип контрастности образов и мотивов, реализованный в отдельных эпизодах и главах, посвященных детям, а также включение их в широкий библейско-символи-ческий контекст. Размышления автора-повествователя о необходимости возвращения к Богу и Евангельским заповедям о любви, прощении и милосердии становятся ведущей смысловой доминантой финала произведения.
ДАТЫ, СОБЫТИЯ, ЮБИЛЕИ
ISSN 2222-5404 (Print)
ISSN 2587-5620 (Online)
ISSN 2587-5620 (Online)