Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Расширенный поиск

Театральность в поэтике романа Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом»

https://doi.org/10.25587/d4535-3120-4543-e

Аннотация

Цель настоящего исследования заключается в рассмотрении театрального начала в последнем историческом романе Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом». Актуальность исследования определяется, во-первых, тем, что феномен театральности в поэтике прозаических текстов представляет особый интерес для современного литературоведения, во-вторых, театральность в окуджавоведении на сегодняшний день не получила всестороннего изучения, ее роль не всегда осмыслена при анализе конкретных произведений писателя. Исследование реализуется на основе использования совокупности методов: историко-литературного, сравнительно-типологического, социокультурного, а также целостного анализа художественного произведения. В результате исследования обнаруживается, что ведущим повествовательным принципом произведения «Свидание с Бонапартом» становится театральность, проявляющаяся в условности, сценичности ряда событий, восприятии жизни как некого представления. Бессознательная театрализация поведения вовсе не означает неискренность или искусственность. Герои Б. Окуджавы создают собственные «сценарии», органично сливаются с отведенными ролями, а подчас выступают «режиссерами» мизансцен написанных ими «спектаклей». Показательным в этом отношении является роман «Свидание с Бонапартом», в котором театральность воплощается не в тематике, употреблении театральной лексики или образов, а в особом отношении героя к миру, в его поведении, выходящем за рамки стереотипов. С театральностью неразрывно связывают мотив иллюзорности или ирреальности. В романе Б. Окуджавы мотив иллюзорности пронизывает весь дневник Опочинина, является ключевым для понимания его мыслей и поступков, во многом определяя развитие сюжета. Постоянно происходит столкновение реальных событий из жизни разных героев с фантазиями. Герой даже не осознает границы между реальностью и вымыслом. Одним из признаков театральности называется наличие героя-рассказчика - своеобразного «кукловода». Бесспорно, таким персонажем в романе является Опочинин - «режиссер» и «сценарист» в одном лице, четко прописывающий все роли, даже второстепенные. Во время подготовки своего «спектакля» он старается не упустить ни одной детали: в его «сценарии» указаны главные инструменты оркестра, которые должны подчеркнуть торжественность момента при встрече «гениев войны». «Музыкальная театральность» в романе Б. Окуджавы - способ воздействия на предполагаемого «зрителя» - читателя, формирование единого звукового пространства, в котором удерживается многозначность образов и отражается изменчивость эмоционального состояния героя. Музыка в «спектакле» Опочинина не декорация, она определяет тональность всего действия, словно оживает в вымышленном театральном пространстве благодаря чувственному ее восприятию. Таким образом, театральность является одной из важнейших доминант авторского видения истории, основанного на демонстрации сопричастности «частного» человека описываемым событиям. Рефлексирующий герой Б. Окуджавы, осознавая свое одиночество и бессилие, находясь полностью во власти собственных иллюзий, не может остаться безучастным к происходящему.

Об авторе

Е. Н. Матюшкина
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия


Список литературы

1. Янушкевич, А. С. Сюжет «свидания с Бонапартом» в русской литературе XIX века и его репрезентация в одноименном романе Булата Окуджавы / А. С. Янушкевич // Русская литература в XX веке : имена, проблемы, культурный диалог. - 2005. - №7. - С. 150-167.

2. Чернова, Ю. В. Театральность прозы Дж. Пристли: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Юлия Владимировна Чернова. - Москва, 2017. - 203 с.

3. Тазетдинова, Р. Р. Театральность как феномен в бытии культуры: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. - Казань, 2013. - 45 с.

4. Давыдова, И. С. Театральность как феномен культуры / И. С. Давыдова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 40. - С. 61-66.

5. Малышев, А. В. Поэтика прозы Б. Окуджавы / А. В. Малышев // Бахтин и время. - Саранск : Красный октябрь, 1998. - С. 108-109.

6. Окуджава, Б. Ш. Как я не стал драматургом / Б. Ш. Окуджава. - URL: https://hum.hse.ru/lyubimov/garon/okudjava (дата обращения 11.02.2021).

7. Окуджава, Б. Ш. Свидание с Бонапартом / Б. Ш. Окуджава. - URL: http://lib.ru/PROZA/OKUDZHAWA/bonapart.txt (дата обращения 11.02.2021).

8. Путечева, О. А. Штрихи театральности в творчестве В. Набокова / О. А. Путечева // Известия Уральского федерального университета. Серия 1 : Проблемы образования, науки и культуры. - 2019. - Т. 25. - № 4 (192). - С. 129-137.

9. Рыбалко, Т. А. Поэтика театральности как проблема изучения в современном литературоведении / Т. А. Рыбалко // Художественное осмысление действительности в зарубежной литературе : Материалы Международной научной конференции «Наука на благо человечества» (МГОУ, 20 апреля 2020 г.) / науч. ред. И. Е. Лунина, отв. ред. А. А. Козин. - Вып. 10. - Москва : ИИУ МГОУ, 2020. - С. 12-16.


Рецензия

Для цитирования:


Матюшкина Е.Н. Театральность в поэтике романа Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом». Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2021;(5):79-86. https://doi.org/10.25587/d4535-3120-4543-e

For citation:


Matyushkina E.N. Theatricality in the poetics of B. Okudzhava’s novel "Rendezvous with Bonaparte". Vestnik of North-Eastern Federal University. 2021;(5):79-86. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/d4535-3120-4543-e

Просмотров: 108


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-5404 (Print)
ISSN 2587-5620 (Online)