Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Расширенный поиск

Вкусовые акцентуации в современном гастрономическом дискурсе

https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.84.31.006

Аннотация

Гастрономический дискурс определяется как особый вид коммуникации, который связан с характеристикой состояния пищевых продуктов и процессами их потребления. Термин «гастрономический дискурс» соотносится с терминами, именующими другие виды дискурсов (политическим, религиозным, юридическим, медицинским и пр.). Цель статьи - раскрыть оценочно-концептуальную природу стратегий гастрономического дискурса и установить способы реализации аксиологических стратегий прагмонимов, обосновывающих и продвигающих актуально значимые смыслы, мотивированных вкусовыми регистрами продукта. Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что все атрибуты гастрономической культуры, отраженные в дискурсе, обладают не только чисто утилитарными, прагматическими свойствами, но и определенным знаковым содержанием, создают некий лингвокультурный контекст. Анализ практического материала показывает, что согласно таким регистрам вкуса, как органолептический и эстетический, отношение человека к вкусам разное: положительное - к сладкому, нейтральное - к кислому, несколько отрицательное - к горькому. Рынок в условиях глобализации предоставляет широкие возможности для знакомства с гастрономической культурой разных народов. Современные российские массмедиа - пресса, телевидение, интернет - предлагают своим пользователям разнообразные кулинарные программы: это специальные телеканалы, кулинарные шоу и сериалы. В современном мире реклама остается одним из самых эффективных способов привлечения внимания потребителей. В статье приводятся морфолого-синтаксические и лексико-семантические способы образования прагмонимов (названий продовольственных товаров, блюд ресторанов и кафе). Наиболее эффективной принято считать рекламу, которая совмещает рациональное и эмоциональное, т. е. воздействует и на разум, и на чувства потребителя. В рекламе продуктов, блюд ресторанов и кафе вербальный текст является основным носителем рациональной информации, а иконический - эффективнее в передаче эмоционального настроения. Любая рекламная кампания отталкивается от психологических признаков товара, поэтому реклама пищевых продуктов часто построена на «чувственном видеоряде». В рекламных текстах, где акцент делается на вкус предлагаемого продукта, используется вся парадигма слова «вкус».

Об авторах

Галина Сергеевна Доржиева
Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова
Россия


Цзяньго Гао
Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова
Россия


Список литературы

1. Павловская, А. В. Понятие национальной кухни: к теории вопроса / А. В. Павловская // История еды и традиции питания народов мира : материалы II международного симпозиума. Вып. 2. - Москва : Центр по изучению взаимодействия культур, 2016. - С. 64-75.

2. Манаенко, Г. Н. Дискурс и лингвистические параметры его описания / Г. Н. Манаенко ; ответственный редактор О. А. Сулейманова // Дискурс как универсальная матрица вербального взаимодействия. - Москва : ЛЕНАНД, 2018. - С. 17-30.

3. Файзуллина, И. И. Номинация гастрономического дискурса : отражение в языковом сознании жителей полиэтничного города / И. И. Файзуллина. - Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского, 2012. - № 5 (3). - С. 118-125.

4. Винокур, Т. Г. Говорящий и слушающий / Т. Г. Винокур // Варианты речевого поведения. - Москва : Наука, 1993. - 172 с.

5. Лотман, Ю. М. Великосветские обеды. Панорама столичной жизни / Ю. М. Лотман, Е. А. Погосян. - Санкт-Петербург : Пушкинский фонд, 2006. - 318 с.

6. Болдузев, В. В. Panem et circenses - тогда и сейчас / В. В. Болдузев. - URL: https://www.:b17.ru›article/22348 (дата обращения 10 января 2022 г.).

7. Ундрицова, М. В. Гастрономический дискурс : лингвокультурологический и переводческий аспекты / М. В. Ундрицова. - Вестник Московского университета. Серия 22 : Теория перевода. - 2012. - № 2. - С. 86-91.

8. Плотникова, С. Н. Дискурсивные технологии и дискурсивное оружие как реалии современной информационной эпохи / С. Н. Плотникова ; под редакцией С. Н. Плотниковой // Технологизация дискурса в современном обществе : коллективная монография. - Иркутск : ИГЛУ, 2011. - С. 6-43.

9. Подольская, Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Н. В. Подольская. - Москва : Наука, 1978. - 198 с.

10. Горяев, С. О. Симпозиум «Имя в экономике и экономической истории-2» / С. О. Горяев, К. Цшишанг // Вопросы ономастики. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2008. - № 5. - С. 146-153.

11. Шаховский, В. И. Диссонанс экологичности в коммуникативном круге : человек, язык, эмоции : монография / В. И. Шаховский. - Волгоград : Издательство ИП Поликарпов И. Л., 2016. - 504 с.

12. Кокина, К. В. Векторы эволюции ценностных ориентиров персональной аксиосферы в современном медийном дискурсе / К. В. Кокина. - Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2 : Языкознание. - 2019. - Т. 18. - № 2. - С. 195-203.

13. Козьякова, М. И. Гастрономическая культура как фактор идентичности / М. И. Козьякова // История еды и традиции питания народов мира : материалы V международного симпозиума. - Москва : Новое время, 2021. - С. 220-227.

14. Леви-Стросс, К. Мифологики. В 4-х тт. Том 3 / К. Леви-Стросс // Происхождение застольных обычаев. - Москва : FreeFly, 2007. - 461 с.

15. Назайкин, А. Н. Эффективный рекламный текст в СМИ / А. Н. Назайкин. - Москва : Издательство Московского университета, 2011. - 480 с.

16. Чернявская, В. Е. Речевое воздействие в политическом, рекламном и интернет-дискурсе / В. Е. Чернявская, Е. Н. Молодыченко. - Москва : ЛЕНАНД, 2017. - 176 с.

17. Чернявская, В. Е. Текст и социальный контекст. / В. Е. Чернявская // Социолингвистический и дискурсивный анализ смыслопорождения. - Москва : Ленанд, 2021. - 208 с.

18. Дульянинов, А. Г. Язык рекламы / А. Г. Дульянинов. - Иркутск : ИГЛУ, 2001. - 185 с.

19. Голядкин, Н. А. Творческая реклама / Н. А. Голядкин. - Москва : Аспект Пресс, 2005. - 172 с.


Рецензия

Для цитирования:


Доржиева Г.С., Гао Ц. Вкусовые акцентуации в современном гастрономическом дискурсе. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2022;(1):56-65. https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.84.31.006

For citation:


Dorzhieva G.S., Gao J. Taste accents in modern gastronomic discourse. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2022;(1):56-65. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.84.31.006

Просмотров: 296


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-5404 (Print)
ISSN 2587-5620 (Online)