Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Расширенный поиск

Авторская позиция в народных драмах Л. Н. Толстого

https://doi.org/10.25587/2222-5404-2024-21-2-192-200

Аннотация

Предметом  исследования  является  авторская  позиция  в  «народных»  пьесах  Л. Н. Толстого «Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил», «От ней все качества», «Петр  Хлебник»,  «Драматическая  обработка  легенды  об  Аггее».  В  задачи  исследования  входит выявление  способов  выражения  авторской  позиции  в  драматических  текстах  писателя,  что становится  возможным  благодаря  использованию  структурного,  мифопоэтического  методов, а  также  использованию  приемов  мотивного  анализа.  Цель  настоящей  работы  –  исследовать особенности  выражения  позиции  автора  в  «народных»  драмах  Л.  Н.  Толстого.  Актуальность исследования  определяется  недостаточной  изученностью  приемов  актуализации  авторской  позиции в драматических текстах писателя и необходимостью осознать своеобразие драматургии Толстого  в  целостном  художественно-философском  контексте  его  творчества.   В  комедии  «Первый  винокур,  или  Как  чертенок  краюшку  заслужил»  автор  руководит  читательским  восприятием  событий  через  авторские  ремарки  и  образ  героя,  участвующего  в  событии  и наблюдающего  за  ним.  В  пьесе  «От  ней  все  качества»  авторская  интенция  выражается  в  субъективном  описании  действующих  лиц  в  афише.  В  пьесах  «Драматическая  обработка  легенды об Аггее» и «Петр Хлебник» обнаруживается обращение Толстого к сюжету о грешнике, раскаявшемся в своих грехах, что созвучно мировоззренческому поиску писателя.  Незавершенность данных пьес обусловлена непроясненностью перспектив ухода для самого автора.   Представляется актуальным  и  перспективным  дальнейшее  изучение  драматического  наследия  Л.  Н.  Толстого  в аспекте  исследования  используемых  способов  выражения  авторской  позиции,  способствующее корректировке уже сложившихся представлений о художественной антропологии писателя.

Об авторе

Т. Г. Толстолуцкая
СОШ №106; Воронежский государственный университет
Россия

Толстолуцкая Татьяна   Геннадьевна  – учитель русского языка и литературы; аспирант филологического факультета

г. Воронеж



Список литературы

1. Толстой, Л. Н. Собр. соч. : в 22 т. / Л. Н. Толстой. – Москва : Художественная литература, 1978–1985.

2. Бахтин, М. М. Проблемы творчества Достоевского. Статьи о Л. Толстом. Записи курса лекций по истории русской литературы / М. М. Бахтин // Собрание сочинений в 7 томах. – Т. 2. – Москва : Русские словари, 2000. – 799 с.

3. Михновец, Н. Г. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина и «Живой труп» : специфика выражения авторской позиции в драме Л. Н.Толстого / Н. Г. Михновец ; Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена ; Ставропольский государственный университет // Принципы и методы исследования в филологии : конец XX века : научно-методический семинар "Textus". – Ставрополь : Ставропольский государственный университет, 2001. – С. 500–503.

4. Михновец, Н. Г. Выражение авторской позиции в драматургии Л. Толстого («Плоды просвещения», «Живой труп») / Н. Г. Михновец ; ответственные редакторы: А. В. Архипова, Н. Ф. Буданова // Pro memoria : Сборник материалов международной конференции: Памяти академика Георгия Михайловича Фридлендера (1915-1995), Санкт-Петербург, 28–30 мая 2001 года. – Санкт-Петербург : Наука, 2003. – С. 222–238.

5. Шпилевая, Г. А. Способы выражения авторской философско-этической позиции в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» и в пьесе Л. Н. Толстого «Живой труп» : к вопросу о «несходстве сходного» / Г. А. Шпилевая, И. А. Бахметьева, В. В. Безрукова // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – № 441. – С. 68–74.

6. Нагина, К. А. Из бестиария русской литературы : человек и свинья в творчестве Л. Н. Толстого / К. А. Нагина // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». – 2016. – № 26 (3). – С.12–18.

7. Синицкая, А. В. Точка зрения / А. В. Синицкая // Экспериментальный словарь новейшей драматургии. Siedlce: Wydawnictwo Naukowe IKR[i]BL, 2019. – С. 354–358.

8. Шульц, С. А. Драматургия Л. Н. Толстого в контексте исторической поэтики : Герменевтический аспект : дисс. … д. филол. н. / С. А. Шульц. – Ростов-на-Дону, 2004. – 382 с.

9. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений (юбилейное). В 90 т. – Москва : ГИХЛ, 1928–1958.

10. Гродецкая, А. Г. Ответы предания : жития святых в духовном поиске Льва Толстого / Отв. ред. Г. Я. Галаган. – Санкт-Петербург : Наука, 2000. – 264 с.


Рецензия

Для цитирования:


Толстолуцкая Т.Г. Авторская позиция в народных драмах Л. Н. Толстого. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2024;21(2):192-200. https://doi.org/10.25587/2222-5404-2024-21-2-192-200

For citation:


Tolstolutskaya T.G. Author's position in the folk dramas of L.N. Tolstoy. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2024;21(2):192-200. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2222-5404-2024-21-2-192-200

Просмотров: 94


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-5404 (Print)
ISSN 2587-5620 (Online)