Авторская позиция в народных драмах Л. Н. Толстого
https://doi.org/10.25587/2222-5404-2024-21-2-192-200
Аннотация
Предметом исследования является авторская позиция в «народных» пьесах Л. Н. Толстого «Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил», «От ней все качества», «Петр Хлебник», «Драматическая обработка легенды об Аггее». В задачи исследования входит выявление способов выражения авторской позиции в драматических текстах писателя, что становится возможным благодаря использованию структурного, мифопоэтического методов, а также использованию приемов мотивного анализа. Цель настоящей работы – исследовать особенности выражения позиции автора в «народных» драмах Л. Н. Толстого. Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью приемов актуализации авторской позиции в драматических текстах писателя и необходимостью осознать своеобразие драматургии Толстого в целостном художественно-философском контексте его творчества. В комедии «Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил» автор руководит читательским восприятием событий через авторские ремарки и образ героя, участвующего в событии и наблюдающего за ним. В пьесе «От ней все качества» авторская интенция выражается в субъективном описании действующих лиц в афише. В пьесах «Драматическая обработка легенды об Аггее» и «Петр Хлебник» обнаруживается обращение Толстого к сюжету о грешнике, раскаявшемся в своих грехах, что созвучно мировоззренческому поиску писателя. Незавершенность данных пьес обусловлена непроясненностью перспектив ухода для самого автора. Представляется актуальным и перспективным дальнейшее изучение драматического наследия Л. Н. Толстого в аспекте исследования используемых способов выражения авторской позиции, способствующее корректировке уже сложившихся представлений о художественной антропологии писателя.
Об авторе
Т. Г. ТолстолуцкаяРоссия
Толстолуцкая Татьяна Геннадьевна – учитель русского языка и литературы; аспирант филологического факультета
г. Воронеж
Список литературы
1. Толстой, Л. Н. Собр. соч. : в 22 т. / Л. Н. Толстой. – Москва : Художественная литература, 1978–1985.
2. Бахтин, М. М. Проблемы творчества Достоевского. Статьи о Л. Толстом. Записи курса лекций по истории русской литературы / М. М. Бахтин // Собрание сочинений в 7 томах. – Т. 2. – Москва : Русские словари, 2000. – 799 с.
3. Михновец, Н. Г. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина и «Живой труп» : специфика выражения авторской позиции в драме Л. Н.Толстого / Н. Г. Михновец ; Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена ; Ставропольский государственный университет // Принципы и методы исследования в филологии : конец XX века : научно-методический семинар "Textus". – Ставрополь : Ставропольский государственный университет, 2001. – С. 500–503.
4. Михновец, Н. Г. Выражение авторской позиции в драматургии Л. Толстого («Плоды просвещения», «Живой труп») / Н. Г. Михновец ; ответственные редакторы: А. В. Архипова, Н. Ф. Буданова // Pro memoria : Сборник материалов международной конференции: Памяти академика Георгия Михайловича Фридлендера (1915-1995), Санкт-Петербург, 28–30 мая 2001 года. – Санкт-Петербург : Наука, 2003. – С. 222–238.
5. Шпилевая, Г. А. Способы выражения авторской философско-этической позиции в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» и в пьесе Л. Н. Толстого «Живой труп» : к вопросу о «несходстве сходного» / Г. А. Шпилевая, И. А. Бахметьева, В. В. Безрукова // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – № 441. – С. 68–74.
6. Нагина, К. А. Из бестиария русской литературы : человек и свинья в творчестве Л. Н. Толстого / К. А. Нагина // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». – 2016. – № 26 (3). – С.12–18.
7. Синицкая, А. В. Точка зрения / А. В. Синицкая // Экспериментальный словарь новейшей драматургии. Siedlce: Wydawnictwo Naukowe IKR[i]BL, 2019. – С. 354–358.
8. Шульц, С. А. Драматургия Л. Н. Толстого в контексте исторической поэтики : Герменевтический аспект : дисс. … д. филол. н. / С. А. Шульц. – Ростов-на-Дону, 2004. – 382 с.
9. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений (юбилейное). В 90 т. – Москва : ГИХЛ, 1928–1958.
10. Гродецкая, А. Г. Ответы предания : жития святых в духовном поиске Льва Толстого / Отв. ред. Г. Я. Галаган. – Санкт-Петербург : Наука, 2000. – 264 с.
Рецензия
Для цитирования:
Толстолуцкая Т.Г. Авторская позиция в народных драмах Л. Н. Толстого. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2024;21(2):192-200. https://doi.org/10.25587/2222-5404-2024-21-2-192-200
For citation:
Tolstolutskaya T.G. Author's position in the folk dramas of L.N. Tolstoy. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2024;21(2):192-200. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2222-5404-2024-21-2-192-200