Архетип «жертва»: ироническая виктимизация в текстах рассказов Сомерсета Моэма
https://doi.org/10.25587/2222-5404-2025-22-1-48-60
Аннотация
Лингвистика текста как современное направление способна выявить архетипическую суть сюжетной линии авторского текста. Тексты коротких рассказов британского писателя Сомерсета Моэма в данном аспекте являют собой пример синергии авторских сюжетов и архетипического подтекста, обусловленного смысловым посылом самого автора как «метаморфозы» сюжета. Статья посвящена анализу особенностей иронической виктимизации в текстах рассказов, а также описанию архетипического концепта «жертва», который служит ключом к пониманию глубинных смыслов, заложенных в текстах рассказов С. Моэма. В статье приводятся примеры из рассказов, что позволяет выявить универсальные паттерны и специфические характеристики иронической виктимизации в контексте дискурс-анализа. Цель достигается посредством разрешения нескольких задач, а именно: исследовать особенности использования архетипа «жертва» в текстах коротких рассказов С. Моэма; проанализировать роль иронии в формировании образов персонажей и их взаимодействий; оценить влияние ироничной виктимизации на восприятие Читателем моральных норм и человеческой природы. Выяснилось, что в текстах рассказов С. Моэма возможно выявить два типа образов персонажей, коррелирующих с признаками архетипического концепта «жертва» – «истинные» жертвы и «ложные» жертвы. При этом выявляется сложность сюжета (сценария) в коротких рассказов С. Моэма, когда так называемая «ложная жертва» в процессе повествования «превращается» в «истинную жертву», обнаруживая тем самым категорию иронической виктимизации сюжета (сценария). В текстах рассказов С. Моэма, такая «метаморфоза» образов персонажей не только подчеркивает внутренние конфликты персонажей и акцентирует внимание на социальных и культурных обстоятельствах, в которых они находятся, но и предоставляет новые возможности для осмысления более обширных тем, касающихся человеческого существования и моральных дилемм. В статье анализируются тексты коротких рассказов: «The Mother», «Rain».
Ключевые слова
Об авторе
Е. С. БарановаРоссия
Баранова Евгения Сергеевна – аспирант ЗабГУ, преподаватель отделения общеобразовательных дисциплин
ResearcherID: rid102210
г. Чита
Список литературы
1. Серганова Д.А. Модальность и текст: смещение акцентов в исследовании категории модальности. E-Scio. 2021;56(5):586-592.
2. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. Санкт Петербург: Норинт; 2000:1536.
3. Баранова Е.С. Тема-рематическая связность как импликация эмоционального концепта «ненависть» в произведении Сомерсета Моэма «Непокоренная». Евразийский Союз Ученых. Серия: филология, искусствоведение и культурология. 2021;87(6):3-5.
4. Баранова Е.С. Импликатура как единица дискурс-анализа в рассказе Сомерсета Моэма «Mr. Know-all». Социальные и гуманитарные науки. Юриспруденция: Материалы Национальной научно-практической конференции ВСГУТУ, Улан-Удэ. 2023:161-165.
5. Жамсаранова Р.Г. Макро- и микротемы в тексте рассказа Сомерсета Моэма Rain. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. 2022;8(2):12-21.
6. Походня С.И. Языковые виды и средства реализации иронии. Киев: Наукова думка; 1989:128.
7. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Москва: Эдиториал УРСС; 2004:571.
8. Арутюнова Н.Д. Дискурс. Лингвистический энциклопедический словарь. Москва: «Советская энциклопедия»; 1990:688.
9. Машаева А. Архетипический концепт и смыслосодержание: проблемы соотношения. Проблемы современного мира глазами молодежи: Сборник трудов; 2015:265-268.
10. Антонио И.А. Терминология комического в лингвистических исследованиях. Опыт интерпретации: Автореферат дис. … к. филол. н. Москва; 2009:16.
11. Фомичева Ж.Е. Интертекстуальность как средство воплощения иронии в современном английском романе: Автореферат дис. … к. филол. н. Санкт-Петербург; 1992:17.
12. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Москва: УРСС; 2007:113.
13. Франк Л.В. Виктимология и виктимность. Москва; 1975.
14. Muecke DC. Irony and the Ironic. London: Publishing House “Methuen & Co.”; 1970.
15. Вишневская В.Д. К вопросу о статусе иронии. Языковые средства выражения. Мир культуры: теория и феномены. Пенза: 2002.
16. Northrop F. Anatomy of Criticism. Princeton: Princeton University Press; 1957.
17. Harper D. Etymology Dictionary. 2001. [Electronic resource] Available at: www.etymoline.com.index.php [Accessed 11 January 2025].
18. Maugham WS. The world over: the collected stories. London: The Reprint Society Publisher; 1954:729.
19. Stapel DA, Koomen W. When stereotype activation results in (counter) stereotypical judgments: priming stereotype-relevant traits and exemplars. Journal of Experimental Social Psychology. 2018;34(2):136-163. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0022103197913469. [Accessed 17 January 2025].
20. Maugham WS. Rain. New York: Pocket Books; 1942:305-355.
Рецензия
Для цитирования:
Баранова Е.С. Архетип «жертва»: ироническая виктимизация в текстах рассказов Сомерсета Моэма. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2025;22(1):48-60. https://doi.org/10.25587/2222-5404-2025-22-1-48-60
For citation:
Baranova E.S. The archetype of the “victim”: ironic victimization in the texts of Somerset Maugham’s short stories. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2025;22(1):48-60. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2222-5404-2025-22-1-48-60