Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Расширенный поиск

Символические значения имени красного цвета в языках и культуре тюркских народов

https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.74.44569

Аннотация

Предметом данной работы служат символические значения красного цвета и его лексические обозначения, которые анализируются как фрагмент мифопоэтической картины мира тюркских народов. Несмотря на существование немалого количества работ, посвященных изучению цветообозначений, семантика красного цвета и его имен на материале языка и фольклора тюркских народов до сих пор не была объектом специального исследования. Мы попытаемся восполнить этот пробел и выявить культурные коннотации колоративов в широком фольклорно-этнографическом контексте с привлечением сравнительно-исторического материала. Другая не менее актуальная и малоизученная тема, которой касается автор статьи, - это проблема механизмов коллективной устной памяти фольклора. Как свидетельствует анализ материала, язык предстает как универсальная среда, в которой отложились древнейшие мировоззренческие представления, ментальные стереотипы и ключевые концепты, раскрывающие национальное своеобразие культуры; именно здесь осуществляется понимание. В работе используется комплексная методика: лексический анализ имен красного цвета в тесной связи с мифологическими, обрядовыми и другими знаками на фоне всей культурной пресуппозиции носителей языка актуализирует культурный смысл слова и его референт, а также потенциальные семы и различного рода коннотации, обеспечивая более точную интерпретацию как слова, так и текста в целом. Автор приходит к выводу, что красный цвет в эпических сказаниях осмысливается в соответствии с пафосом повествования как выражение богатырства и героического характера защитника жизни на Земле. В мифопоэтической картине мира тюркских народов он служит маркером сферы жизни человека. Языковые данные - этимология слова *qyzyl ‘красный’, клишированные обозначения и людей, и Среднего мира, южной стороны - свидетельствуют о том, что красный цвет является символом области, населенной людьми. Язык является мощным фактором формирования культурных кодов, и роль его состоит не только в передаче информации, но и во внутренней организации того, что подлежит сообщению.

Об авторе

Л. Л. Габышева
СВФУ им. М.К. Аммосова
Россия


Список литературы

1. Тэрнер В. Символ и ритуал. - М., 1983. - 277 с.

2. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М., 1983. - 533 с.

3. Белов А. И. Цветовые этноэйдемы как объект психолингвистики // Этнопсихолингвистика: Сб. статей. - М.: Наука, 1988. - С. 49-58.

4. Подосинов А. В. EX ORIENTE LUX! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. - М., 1999. - 718 с.

5. Никонов В. А. Наименования стран света // Этимология-1984 / Отв. ред. О.Н. Трубачев. - М.: Наука, 1986. - С. 162-167.

6. Севортян Э. В. Этимологический словарь тюркских языков (общетюркские и межтюркские основы на буквы “В, “Г”, “Д”). - М.: Наука, 1980. - 389 с.

7. Габышева Л. Л. Формула как способ фиксации и компрессии устной информации // Актуальные проблемы сибирской фольклористики: материалы Всероссийской научной конференции. Новосибирск, 2009. - С. 85-101.

8. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика / Э. Р. Тенишев, Г. Ф. Благова, И. Г. Добродомов и др. - М.: Наука, 1997. - 800 c.

9. Бурятско-русский словарь / Сост. К. М. Черемисов. - М.: Советская энциклопедия, 1973. - 803 с.

10. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество / Э. Л. Львова и др. - Новосибирск: Наука, 1989. - 243 с.

11. Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. - Л.: Наука, 1969. - 440 с.

12. Алтайские инородцы: Сборник этнографических статей и исследований алтайского миссионера, прот. В. И. Вербицкого. - М., 1893. - 221 с.

13. Багдарыын Сүлбэ. Дойду сурахтаах, алаас ааттаах. - Якутск, 1982. - 231 с.

14. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. - Л., 1991. - 320 с.

15. Сагалаев А. М. Мифология и верования алтайцев. Центрально-азиатские влияния. - Новосибирск: Наука, 1984. - 120 с.

16. Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. - Новосибирск, 1984. - 232 с.

17. Попов А. А. Камлания шаманов. - Новосибирск: Наука, 2006. - 464 с.

18. Славнин В. Д. Орнаментальная композиция на войлочном ковре кумандинцев // Орнамент народов Западной Сибири. Томск, 1992. - С. 69-74.

19. Кан-Алтын. Сказитель Т. Чачияков // Алтайские героические сказания. - Новосибирск: Наука, 1997. - С. 296-553. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока, т. 15).

20. Хертек Я. Ш. Тувинско-русский фразеологический словарь / Под ред. Д. А. Монгуша и Б. И. Татаринцева.- Кызыл, 1975. - 204 c.

21. Анохин А. В. Душа и ее свойства по представлению телеутов // Сб. Музея антропологии и этнографии АН СССР. - Т.VIII. - Л., 1929. - С. 253-269.

22. Иванов С. В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар. XVII-первая четверть XX века. - Л.: Наука, 1979. - 193 с.

23. Бутанаев В. Я. Воспитание маленьких детей у хакасов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. - Л.: Наука, 1988. - С. 206-221.

24. Баярсайхан Ё. Цветовые обозначения и цветовая символика // 90 лет Н. А. Баскакову: Сб. ст. / Отв. ред. Э. Р. Тенишев. - М.: Языки русской культуры, 1996. - С. 55-59.

25. Валиханов Ч. Ч. Собр. соч. в пяти томах. Т. II. - Алма-Ата: Казахская советская энциклопедия, 1985. - 416 с.

26. Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Л.: Наука, 1971. - 403 с.

27. Хангалов М. Н. Собр. соч. в 3 т. Т. II. - Улан-Удэ, 1959. - 444 c.

28. Евсюков В. В. Мифы о вселенной. - Новосибирск, 1988. - 176 c.

29. Маадай-Кара. Алтайский героический эпос / Сказитель А. Г. Калкин. - М.: Гл. редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1973. - С. 61-461. (Эпос народов СССР).

30. Пухов И. В. Алтайский народный героический эпос: Предисловие // Маадай-Кара. Алтайский героический эпос. - М.: Гл. редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1973. - С.8-60. (Эпос народов СССР).

31. Якутские народные песни: в 4 ч. - Якутск, Ч. 4. Якутские народные поэмы-тойуки. - 1983. - 280 с.

32. Кыыс Дэбэлийэ: Якутский героический эпос / Сказитель Н. П. Бурнашев. - Новосибирск: Наука, 1993. - 330 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).

33. Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. - М.: Наука, 1980. - 374 с.

34. Исторические предания и рассказы якутов: В 2 ч. - М.; Л., 1960. Ч. 2 - 359 с.

35. Уланов А. Бурятский героический эпос. - Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1963. - 219 с.

36. Бардаханова С. С. Система жанров бурятского фольклора. - Новосибирск: Наука, 1992. - 236 с.

37. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х т. / Под ред. С. А. Токарева. Т. 2. - М., 1982. - 243.

38. Пизани В. Этимология. История - проблемы - метод. - М., 1956. - С. 78.

39. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. - М.: Наука, 1978. - С. 605.

40. Парфенова О. А. Конь и харизма Тыгына в преданиях якутов // Илин. - 1999. - № 1/2. - С. 26-28.

41. Тухлиев Б. Вопросы поэтики «Кутадгу билиг» Юсуфа Хас Хаджиба. Ташкент, 2004. - 214 c.

42. Ала-Булкун: Якутское олонхо / Сказитель Т. В. Захаров-Чээбий. - Якутск, 1994. - 101 с.

43. Дыренкова Н. П. Шорский фольклор. - М.; Л., 1940. - 448 с.

44. Хакасский героический эпос «Ай Хуучин» / Сказитель П. В. Курбижеков, запись и подготовка текста, перевод, вступ. статья, примеч. и коммент. прил. В. Е. Майногашевой. - Новосибирск: Наука, 1997. - с.61-423 (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).


Рецензия

Для цитирования:


Габышева Л.Л. Символические значения имени красного цвета в языках и культуре тюркских народов. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2019;(6):57-65. https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.74.44569

For citation:


Gabysheva L.L. Symbolic meanings of the red name in the languages and culture of Turkic peoples. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2019;(6):57-65. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.74.44569

Просмотров: 152


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-5404 (Print)
ISSN 2587-5620 (Online)