Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Расширенный поиск

Исторический нарратив в литературе народов Сибири 1940–1980-х гг.: присоединение к России как миф основания

https://doi.org/10.25587/2222-5404-2025-22-3-70-84

Аннотация

В статье рассматривается влияние государственной политики памяти на изображение национального прошлого в литературе народов Сибири 1940–1980-х гг. На материале алтайской, бурятской, хакасской и якутской литератур показано, что репрезентация национальной истории в произведениях советского периода была тесно связана с концепцией «дружбы народов», согласно которой народы Сибири изначально вступили в дружбу с русскими и добровольно вошли в состав Российского государства, что имело исключительно положительные последствия для их исторической судьбы. В художественных текстах конструировался исторический нарратив, соотносящийся с государственной риторикой и научными трудами того периода. Центральное место в этом нарративе занимает присоединение к России – поворотный момент национальной истории, который можно назвать мифом основания. Дороссийское прошлое изображалось как темное и безрадостное время. Присоединение к России показано как обретение добрых и самоотверженных друзей в лице русского народа и Российского государства, которые берут коренные народы под свое покровительство и открывают им дорогу к лучшему будущему. Время после присоединения к России представляется как период перманентного улучшения жизни. Важно, что в данном историческом нарративе присутствует иерархический взгляд на отношения между государством и его народами, которым отводятся неравные роли в историческом процессе. Россия мыслится средоточием цивилизации и прогресса, а русский народ предстает главным носителем всех ее достижений. В то же время народы Сибири изображаются как изначально находящиеся за пределами цивилизованного пространства, и единственно возможным способом приобщиться к мировой цивилизации и прогрессу для них оказывается заключение союза с русскими на правах «младших братьев». Такая перспектива изображения прошлого нерусских народов поддерживала идею их неразрывной связи с государством, за пределами которого для них не могло мыслиться никакого счастливого будущего и национального развития.

Об авторах

А. В. Исаков
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Россия

Исаков Александр Викторович – м. н. с.

Улан-Удэ



А. П. Модорова
Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова
Россия

Модорова Ай-Тана Павловна – м. н. с.

Горно-Алтайск



Список литературы

1. Исаков А.В., Модорова А.П. Тема присоединения к России в литературе народов Сибири 1950–1980-х гг. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2024;21(2):124-136.

2. Дубровский А.М. Историк и власть: историческая наука в СССР и концепция истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930–1950-е гг.). Брянск: Изд-во Брянского госуниверситета им. акад. И.Г. Петровского; 2005:800.

3. Tillett L. The Great Friendship: Soviet Historians on the non-Russian Nationalities. Chapel Hill: University of North Carolina Press; 1969:468.

4. Багиров М.Д. Старший брат в семье советских народов. Коммунист. 1953;3:64-88.

5. Советский национальный проект в 1920–1940-е годы: идеология и практика. Москва: Новый Хронограф; 2021:576.

6. Малинова О.Ю. Неудобный юбилей: Итоги переосмысления «мифа основания» СССР в официальном историческом нарративе РФ. Политическая наука. 2017;(3):13-40.

7. Schöpflin G. The functions of myth and a taxonomy of myths. Myths and Nationhood. New York: Routledge; 1997:36-59.

8. Spurr D. The rhetoric of empire. Colonial discourse in journalism, travel writing, and imperial administration. Durham, London: Duke University Press; 1993:224.

9. Намсараев Х. Сказание о великой дружбе. Свет над Байкалом. 1955;(2):5-9.

10. Баинов М.Р. Я пришел к тебе. Москва: Советский писатель; 1966:54.

11. Адаров А. Кочевники. Москва: Советский писатель; 1969:88.

12. Кильчичаков М.Е. Ожившие камни. Москва: Современник; 1983:222.

13. Шодоев И.В. Кызалаҥду јылдар [Трудные годы]. Горно-Алтайск: Алтай бичиктер чыгарар издательствозыныҥ Туулу Алтайдагы бӧлӱги; 1984:198. (На алт. яз.).

14. Гоголев И. Серебряное стремя. Полярная звезда. 1974;(1):7-86.

15. Балдано Н.Г. Избранное: Пьесы. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство; 1973:368.

16. Санжин Б.С. Путь праведный. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство; 1986:272.

17. Балдано Н. Бабжа-Барас баатар [Бабжа-Барас-батор]. Улан-Удэ: Бурят-Монголой гүрэнэй номой хэблэл; 1943:72. (На бурят. яз.).

18. Дамдинов Н.Г. Избранное. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство; 1976:395.

19. Эллэй. Нуучча норуотугар [Русскому народу]. Хотугу сулус. 1987;(6):8. (На якут. яз.).

20. Чимитов Г. Ород арадтаа [Русскому народу]. Байгал. 1973;(3):65. (На бурят. яз.).

21. Четырова Л.Б., Сахаров А.С. Модерность и трансформация риторики спасения. Вестник КалмГУ. 2022;54(2) (54):120-126.

22. Фокин А.А. Роль периодики в формировании представлений о коммунистическом будущем в СССР накануне XXII съезда КПСС (на материалах журнала «Коммунист»). Знак: проблемное поле медиаобразования. 2007;1(1):139-146.


Рецензия

Для цитирования:


Исаков А.В., Модорова А.П. Исторический нарратив в литературе народов Сибири 1940–1980-х гг.: присоединение к России как миф основания. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2025;22(3):70-84. https://doi.org/10.25587/2222-5404-2025-22-3-70-84

For citation:


Isakov A.V., Modorova A.P. Historical narrative in the literature of the peoples of Siberia in 1940–1980s: the annexation to Russia as a foundation myth. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2025;22(3):70-84. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2222-5404-2025-22-3-70-84

Просмотров: 41


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-5404 (Print)
ISSN 2587-5620 (Online)