Исторический нарратив в литературе народов Сибири 1940–1980-х гг.: присоединение к России как миф основания
https://doi.org/10.25587/2222-5404-2025-22-3-70-84
Аннотация
В статье рассматривается влияние государственной политики памяти на изображение национального прошлого в литературе народов Сибири 1940–1980-х гг. На материале алтайской, бурятской, хакасской и якутской литератур показано, что репрезентация национальной истории в произведениях советского периода была тесно связана с концепцией «дружбы народов», согласно которой народы Сибири изначально вступили в дружбу с русскими и добровольно вошли в состав Российского государства, что имело исключительно положительные последствия для их исторической судьбы. В художественных текстах конструировался исторический нарратив, соотносящийся с государственной риторикой и научными трудами того периода. Центральное место в этом нарративе занимает присоединение к России – поворотный момент национальной истории, который можно назвать мифом основания. Дороссийское прошлое изображалось как темное и безрадостное время. Присоединение к России показано как обретение добрых и самоотверженных друзей в лице русского народа и Российского государства, которые берут коренные народы под свое покровительство и открывают им дорогу к лучшему будущему. Время после присоединения к России представляется как период перманентного улучшения жизни. Важно, что в данном историческом нарративе присутствует иерархический взгляд на отношения между государством и его народами, которым отводятся неравные роли в историческом процессе. Россия мыслится средоточием цивилизации и прогресса, а русский народ предстает главным носителем всех ее достижений. В то же время народы Сибири изображаются как изначально находящиеся за пределами цивилизованного пространства, и единственно возможным способом приобщиться к мировой цивилизации и прогрессу для них оказывается заключение союза с русскими на правах «младших братьев». Такая перспектива изображения прошлого нерусских народов поддерживала идею их неразрывной связи с государством, за пределами которого для них не могло мыслиться никакого счастливого будущего и национального развития.
Ключевые слова
Об авторах
А. В. ИсаковРоссия
Исаков Александр Викторович – м. н. с.
Улан-Удэ
А. П. Модорова
Россия
Модорова Ай-Тана Павловна – м. н. с.
Горно-Алтайск
Список литературы
1. Исаков А.В., Модорова А.П. Тема присоединения к России в литературе народов Сибири 1950–1980-х гг. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2024;21(2):124-136.
2. Дубровский А.М. Историк и власть: историческая наука в СССР и концепция истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930–1950-е гг.). Брянск: Изд-во Брянского госуниверситета им. акад. И.Г. Петровского; 2005:800.
3. Tillett L. The Great Friendship: Soviet Historians on the non-Russian Nationalities. Chapel Hill: University of North Carolina Press; 1969:468.
4. Багиров М.Д. Старший брат в семье советских народов. Коммунист. 1953;3:64-88.
5. Советский национальный проект в 1920–1940-е годы: идеология и практика. Москва: Новый Хронограф; 2021:576.
6. Малинова О.Ю. Неудобный юбилей: Итоги переосмысления «мифа основания» СССР в официальном историческом нарративе РФ. Политическая наука. 2017;(3):13-40.
7. Schöpflin G. The functions of myth and a taxonomy of myths. Myths and Nationhood. New York: Routledge; 1997:36-59.
8. Spurr D. The rhetoric of empire. Colonial discourse in journalism, travel writing, and imperial administration. Durham, London: Duke University Press; 1993:224.
9. Намсараев Х. Сказание о великой дружбе. Свет над Байкалом. 1955;(2):5-9.
10. Баинов М.Р. Я пришел к тебе. Москва: Советский писатель; 1966:54.
11. Адаров А. Кочевники. Москва: Советский писатель; 1969:88.
12. Кильчичаков М.Е. Ожившие камни. Москва: Современник; 1983:222.
13. Шодоев И.В. Кызалаҥду јылдар [Трудные годы]. Горно-Алтайск: Алтай бичиктер чыгарар издательствозыныҥ Туулу Алтайдагы бӧлӱги; 1984:198. (На алт. яз.).
14. Гоголев И. Серебряное стремя. Полярная звезда. 1974;(1):7-86.
15. Балдано Н.Г. Избранное: Пьесы. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство; 1973:368.
16. Санжин Б.С. Путь праведный. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство; 1986:272.
17. Балдано Н. Бабжа-Барас баатар [Бабжа-Барас-батор]. Улан-Удэ: Бурят-Монголой гүрэнэй номой хэблэл; 1943:72. (На бурят. яз.).
18. Дамдинов Н.Г. Избранное. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство; 1976:395.
19. Эллэй. Нуучча норуотугар [Русскому народу]. Хотугу сулус. 1987;(6):8. (На якут. яз.).
20. Чимитов Г. Ород арадтаа [Русскому народу]. Байгал. 1973;(3):65. (На бурят. яз.).
21. Четырова Л.Б., Сахаров А.С. Модерность и трансформация риторики спасения. Вестник КалмГУ. 2022;54(2) (54):120-126.
22. Фокин А.А. Роль периодики в формировании представлений о коммунистическом будущем в СССР накануне XXII съезда КПСС (на материалах журнала «Коммунист»). Знак: проблемное поле медиаобразования. 2007;1(1):139-146.
Рецензия
Для цитирования:
Исаков А.В., Модорова А.П. Исторический нарратив в литературе народов Сибири 1940–1980-х гг.: присоединение к России как миф основания. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2025;22(3):70-84. https://doi.org/10.25587/2222-5404-2025-22-3-70-84
For citation:
Isakov A.V., Modorova A.P. Historical narrative in the literature of the peoples of Siberia in 1940–1980s: the annexation to Russia as a foundation myth. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2025;22(3):70-84. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2222-5404-2025-22-3-70-84