SWOT-анализ антропологического образа башкира в художественной литературе
https://doi.org/10.25587/2222-5404-2025-22-3-192-206
Аннотация
Статья посвящена выявлению в художественной литературе антропологического аспекта образа одного из народов, населяющих в Российской Федерации – башкир. В литературоведческом исследовании используется методика SWOT-анализа. Понятие SWOT, аббревиатура – силы, слабости, возможности и угрозы (strengths, weaknesses, opportunities, threats). Благодаря тому, что SWOT-анализ в общем виде не содержит формализованных и экономических категорий, то его можно применять к любым отраслям науки, в самых различных областях деятельности. Этот метод нашел свое применение и в общественно-гуманитарных науках, в частности, в литературоведении. Так как позволяет создать объективную картину литературно-антропологических образов башкир, созданных как башкирскими, так и русскими писателями, поэтами и драматургами. Сильные стороны/ Strenghts. Здесь мы рассмотрим литературно-антропологические образы башкир, созданные писателями и отражающие сильные стороны героев. Это то, на что указывают как на достойную модель поведения. Слабые стороны/ Weaknesses. Литературно-антропологические образы башкир, созданные писателями и отражающие слабые стороны героев. Слабые стороны литературных образов – это те факторы, которые в своих произведениях авторы указывают на недостатки и которые могут тормозить развитие. Слабости – это узкие места, наличие которых в литературном произведении осознается, и которые, при необходимости, смогли бы сами устранить. Но они присутствуют для контраста, чтобы оттенять сильные стороны положительных героев. Возможности/ Opportunities. Возможности – это получившие отражение в русской литературе образы башкир, которые отражают положительные качества в образах башкир и играют большую роль в создании имиджа нации. Угрозы/ Threats. Это негативные образы башкир в русской литературе, которые наносят большой урон имиджу нации и в то же время предупредить их башкиры сами непосредственно не могут. Цель исследования – представить литературно-антропологический образ башкира в широкой временной и пространственной перспективе.
Ключевые слова
Об авторе
А. О. ХужахметовРоссия
Хужахметов Айнур Оскарович – к. филол. н., доц. каф. журналистики факультета башкирской филологии, востоковедения и журналистики.
Уфа
Список литературы
1. Федосеева Т.В. О литературной антропологии и антропоцентризме современного литературоведения. Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2016;52(3):72-82.
2. Хужахметов А.О., Ахмадиев Р.Б., Хужахметова Г.Н. Вопросы изучения антропологии башкир в литературе. Вестник Башкирского университета. 2018;23(4):1235-1239.
3. Вильданов А.Х. Кунафин Г.С. Башкирские просветители-демократы XIX века. Москва; 1981:108-119.
4. Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа (XVIII-XIX вв.). Уфа: Китап; 2007:341.
5. Хусаинов Г.Б. Духовный мир башкирского народа. Уфа: Китап; 2003:480 (на баш. яз.).
6. Шакуров Р.З. Истоки духовности: Исследования. Публицистика. Уфа: Гилем; 2009:520.
7. Надршина Ф.А. Духовные сокровища. Уфа; 1992:78.
8. Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли: Основные тенденции развития. Уфа: Китап; 2001:348.
9. Азаматов Д.М. Социальная антропология. Проблемы развития человеческой телесности: Проблемы развития человеческой телесности: учебное пособие. Уфа: РИО БашГУ; 2006:128.
10. Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова. Уфа: Китап; 1996:175.
11. Юнусова Ф.Б. Образ национального героя Салавата Юлаева в башкирских очерках. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2015;48(6):Ч. II:205– 208.
12. Сибагатов Ф.Ш. Концепция героя в повести Закира Хадыя «Счастливая девушка». Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2017;67(1)Ч.2:43-45.
13. Мустафина Р.Д. Проблема героя в башкирской литературе первой половины ХХ в. (общелитературные и национальные черты характера). Вестник Башкирского университета. 2010;15(3(1)):1031-1033.
14. Гареева Г.Н. Художественные формы отражения «новой» реальности в прозе Имая Насыри. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019;12(11):75-78.
15. Гафури М. Бедняки. Уфа: Баш. кн. изд-во;1953:386 (На баш. яз).
16. Кривошлыкова М.В. Формирование стереотипов восприятия Башкирии и башкир в советской литературе. Советский социокультурный проект: исторический шанс или глобальная антиутопия Екатеринбург: Издательство: Гуманитарный университет; 2015:192-196.
17. Рахимкулов М., Сафуанов С. «Башкиры меня знают и очень уважают…». К 175-летию со дня рождения Л. Н. Толстого. Бельские просторы. 2003;(8). URL: https://belsk.ruspole.info/node/4659 (дата обращения 25.01.2025).
18. Берс С.А. Воспоминания о графе Л. Н. Толстом. URL: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/vospominaniya/v-vospominaniyah-sovremennikov/bers-vospominaniya-o-grafe-tolstom.htm?ysclid=mbe462568u111584679 (дата обращения 18.12.2024)
19. Пелевин В.О. Чапаев и Пустота. Москва: ВАГРИУС; 1996:399.
20. Черный С. Избранная проза. Москва: Эксмо; 2005:608.
21. Виткович В.С. Слово о земле Ай. Башкирия в русской литературе: в 5 т. Т. 3. Уфа; 1965:580.
22. Туркин А.Г. Повесть и рассказы. Уфа; 1988:234.
23. Кульсарина И.Г. Башкортостан в русской прозе второй половины ХХ века. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2016; 65(11)Ч.2:23-25.
24. Фадеев А.А. Письма 1916-1956. Москва: Советский писатель;1973:808.
25. Нагаев Г.Д. Туймаза. Очерки. Башкирия в русской литературе. Уфа: Китап. 2001;5:613.
26. Куз-Курпяч. Башкирское народное творчество: эпос. Уфа; 1987:301-302.
27. Карамзин Б.И. Легенды и сказки: по мотивам башкирских сказок. Ростов на Дону; 1946:72.
Рецензия
Для цитирования:
Хужахметов А.О. SWOT-анализ антропологического образа башкира в художественной литературе. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2025;22(3):192-206. https://doi.org/10.25587/2222-5404-2025-22-3-192-206
For citation:
Khuzhakhmetov A.O. SWOT analysis of the anthropological image of the Bashkir in fiction. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2025;22(3):192-206. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2222-5404-2025-22-3-192-206