Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Расширенный поиск

Манипулятивные тактики и языковые средства их реализации в политическом пропагандистском медиадискурсе Дональда Трампа

https://doi.org/10.25587/2222-5404-2025-22-3-207-219

Аннотация

В настоящей статье рассматривается влияние манипулятивных тактик и языковых средств на сознание массовой аудитории в политическом пропагандистском медиадискурсе президента США Дональда Трампа. Текущая геополитическая ситуация в мире ведет к изменениям не только в жизни и интересах общества и целых государств, но и в политической коммуникации. Именно поэтому коммуникационные механизмы политического пропагандистского медиадискурса вызывают особый интерес исследователей, поскольку они несут манипулятивный характер и направлены на изменение поведения реципиента и восприятия им действительности. Анализ речи американского лидера способствует выявлению заранее спланированных им тактик в сочетании с конкретными языковыми средствами, которые позволяют ему достигать поставленных целей. Дональд Трамп в своем выступлении наиболее часто использует тактики самопрезентации, оскорбления, побуждения, перепрограммирования, прогнозирования, обвинения и «перевода стрелок». Реплики политического актора насыщены лексическими повторами, языковыми единицами с негативной коннотацией, а также различными стилистическими приемами, такими как синтаксический параллелизм и риторические вопросы. Агрессивная манера речи усиливает воздействующий потенциал высказываний и пропагандистскую риторику самого оратора. Изучение влияния манипулятивных тактик на массовую аудиторию в политическом пропагандистском медиадискурсе помогает распознать их в процессе самой коммуникации, лучше понять принципы их функционирования, а также определить степень их влияния на адресата. Этот материал может быть особенно полезным для применения в лингвистике, политологии, дипломатии, межкультурной коммуникации и других сферах, где важным является умение эффективно сформировать взаимодействие между адресантом и адресатом.

Об авторе

Н. А. Шмигельская
Кубанский государственный университет
Россия

Шмигельская Надежда Александровна – соискатель ученой степени кандидата филологических наук.

Краснодар



Список литературы

1. Добросклонская Т.Г. Политический медиадискурс в контексте дискурсивных исследований. Язык и социальная динамика. 2014;14(1):106-115.

2. Dijk TA. van. Critical Discourse Analysis. The Handbook of Discourse Analysis. Chichester: Wiley Blackwell; 2015:466-485. https://doi.org/10.1002/9781118584194.ch22

3. Маслова В.А. Политический дискурс: языковые игры или игры в слова? Политическая лингвистика. 2008;1(24):43-47.

4. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса: дис. … д. филол. наук. Волгоград: 2000:440.

5. Пономаренко Е.Б., Желтухина М.Р. Инвективная лексика в политическом медиадискурсе: англоязычные и русскоязычные эмоциональные проявления политиков. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019;3:120-130. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2019-3-120-130

6. Малышева Е.Г., Рогалева О.С. Русский политический пропагандистский медиадискурс: определение понятия, структура и границы, характеристика субъектов. Вопросы теории и практики журналистики. 2023;12(3):544-561. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2023.12(3).544-561

7. Blommaert J. Political discourse in post-digital societies. Tilburg Papers in Culture Studies. 2019;236:10. URL: https://research.tilburguniversity.edu/en/publications/political-discourse-in-post-digital-societies (дата обращения: 31.01.2025).

8. Звада О.В. Манипулятивные особенности политического дискурса в англоязычных СМИ. Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2018;1(1):23-30.

9. Blommaert J. Sociolinguistic restratification in the online-offline nexus: Trump’s viral errors. Tilburg Papers in Culture Studies. 2019;(234):20. URL: https://repository.tilburguniversity.edu/server/api/core/bitstreams/95c96dd5-8305-4803-8a21-540ced8a6f7a/content (дата обращения: 13.03.2025).

10. Руженцева Н.Б. Дискредитирующие тактики и приемы в российском политическом дискурсе. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. 2004:294.

11. Михалева О.Л. Политический дискурс: Специфика манипулятивного воздействия. Москва: ЛИБРОКОМ; 2009:256.

12. Опарина Е.О., Раренко М.Б. Дональд Трамп: Речевой портрет политика. Феномен Трампа. Москва: РАН ИНИОН; 2020:367-384.

13. Бакина Н.М. Коммуникативное поведение американских политиков. Вестник КалмГУ. 2023;2(58):38-43.

14. Яренчук Е. Э. Коммуникативный саботаж и речевая манипуляция в медиадискурсе России и США. Теория языка и межкультурная коммуникация. 2020;1(36):303-311.


Рецензия

Для цитирования:


Шмигельская Н.А. Манипулятивные тактики и языковые средства их реализации в политическом пропагандистском медиадискурсе Дональда Трампа. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2025;22(3):207-219. https://doi.org/10.25587/2222-5404-2025-22-3-207-219

For citation:


Shmigelskaya N.A. Manipulative tactics and linguistic means in political propaganda media discourse of Donald Trump. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2025;22(3):207-219. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2222-5404-2025-22-3-207-219

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-5404 (Print)
ISSN 2587-5620 (Online)