Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Расширенный поиск

Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского в контексте герменевтического треугольника

https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.74.44573

Полный текст:

Аннотация

В статье предлагается подход, основанный на герменевтическом треугольнике, дополненном феноменологическим обоснованием пределов идентификации, коммуникации, ритмов мировой гармонии, что соответствует представлениям о системе координат мира на основе динамических равновесий, развиваемых в предыдущих работах авторов. Эти пределы одновременно рассматриваются для автора текста и читателя (ожиданий читателя). У подхода, опирающегося на герменевтический треугольник «автор, текст, читатель», на наш взгляд, наибольшие перспективы в исследовании русской классической литературы. Подход предполагает активное взаимодействие элементов треугольника, а также связанных с ним феноменов и горизонтов. В этом процессе из кода, заложенного автором в тексте, благодаря усилиям читателя рождается произведение. В настоящей работе рассматриваются только филологические аспекты творчества Достоевского, тогда как в отечественной критике большое внимание уделялось его гражданской позиции и религиозно-философским взглядам. В идентификации Достоевский постоянно подчеркивает стремление выразить себя, хотя часто односторонне. Идентификацию личности наиболее отчетливо выразил его «подпольный человек», который стремится любой ценой выразить свое собственное «Я». Однако Достоевский не сливается с обличителем-героем и в чем-то, наоборот, обличает его и противопоставляет его мироотношению свое, авторское. Коммуникация определяется созданными Достоевским системами, которые характеризуют его романы. Это ущербный мрачный мир, в котором господствует искажённое сознание, созданное несчастным страдающим человеком. Здесь любовь принимает уродливые формы, редкие животные, оказывающиеся возле человека, ненормальны и т. п. Ритмы Достоевского определяются его экспрессивным стилем, созданием пограничных ситуаций. Несмотря на всю ущербность декораций, ритмы его произведений ориентированы на возвышенное, на красоту, на все лучшее, что может быть в человеке. Кроме того, в работе использован герменевтический подход М. Хайдеггера, подразделяющий смыслы на смыслы «мира» и «земли». Основными прозрениями Достоевского являются онтологическая глубина зла в человеке, всестороннее раскрытие личности, гармония симфонии голосов его героев.

Для цитирования:


Кожевников Н.Н., Данилова В.С. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского в контексте герменевтического треугольника. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2019;(6):95-102. https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.74.44573

For citation:


Kozhevnikov N.N., Danilova V.S. The Life and Work of F. M. Dostoevsky in Context Hermeneutic Triangle. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2019;(6):95-102. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.74.44573

Просмотров: 94


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-5404 (Print)
ISSN 2587-5620 (Online)