Образ национального пейзажа в повести И. С. Шмелева «Богомолье»
https://doi.org/10.25587/2222-5404-2023-20-4-128-138
Аннотация
Цель настоящего исследования заключается в рассмотрении своеобразия художественного воплощения образа национального пейзажа в повести «Богомолье» писателя первой половины XX века Ивана Сергеевича Шмелева. Актуальность исследования определяется очевидно нарастающим интересом в современном литературоведении и научной сфере к богатому творческому наследию писателя, стремлении раскрыть оригинальность, уникальность, самобытность его таланта, многогранность художественного мира. Методами предпринятого исследования стали описательный, интерпретационный, биографический. Полученные в ходе литературоведческого анализа результаты показали, что образ национального пейзажа, представленный в повести И. С. Шмелева «Богомолье», содержит двуплановую структуру, соединяет реалистический и идеальный уровни. Это объясняется спецификой детского мировосприятия, поскольку образ природы дан сквозь призму взгляда героя-ребенка. Трактовка темы родного пейзажа строится на основе мотива красоты, актуализированного в установке на изображение восхищения маленьким героем неповторимостью, очарованием, изяществом окружающего мира. Дискурс автора, включенный в текст, привносит в повествование черты идеализации, связанные с мотивом воспоминаний об ушедшем детстве и утраченной в социальных катаклизмах Родины. Образ русской природы в повести «Богомолье» развивает мотивы тишины, покоя, радости, радостного восхищения природным миром, чуда, сказочности, одухотворенности. Лейтмотивными в поэтике произведения являются пейзажные образы солнца, света, ослепительного блеска, сближающиеся с мотивом радости и образом «золотого» детства. Важной цветовой доминантой в повести «Богомолье» становится розово-золотая, белая и синяя гаммы, оттеняющие представление об освященности Божьего мира и перекликающиеся с ностальгическими мотивами. Исполненные символизма образы Пасхи и мотив пасхальной радости вводят в текст тему вечной жизни, спасения и воскресения.
Об авторе
Е. Ю. ШестаковаРоссия
Шестакова Елена Юрьевна – к. филол. н., доцент кафедры литературы и русского языка
г. Северодвинск
Список литературы
1. Аникейчик, Е. А. Нравственно-эстетическое значение пейзажа в русской литературе конца XVIII–начала XIX века : специальность 10.01.01 «Русская литература» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук : защищена 13.11.08 / Аникейчик Елена Александровна. – Москва, 2008. – 30 с.
2. Богач, Д. А. Проблемы понимания образа природы в литературоведческой науке / Д. А. Богач // Вестник Челябинского государственного университета. Филологические науки. – 2017. – № 6 (402). – Вып. 106. – С. 22–29.
3. Борев, Ю. Б. Эстетика. Теория литературы : энциклопедический словарь терминов / Ю. Б. Борев. – Москва : Астрель, АСТ, 2003. – 574 с.
4. Галанов, Б. Е. Живопись словом : Портрет. Пейзаж. Вещь / Б. Е. Галанов. – Москва : Советский писатель, 1974. – 343 с.
5. Гринфельд-Зингурс, Т. Я. М. Пришвин и Природа. К развитию пейзажа в прозе XX века : монография / Т. Я. Гринфельд-Зингурс. – Санкт-Петербург : Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2017. – 329 с.
6. Гурленова, Л. В. Чувство природы в русской прозе 1920–1930-х годов / Л. В. Гурленова. – Сыктывкар : СГУ, 1998. – 179 с.
7. Гурленова, Л. В. Чувство природы в русской прозе 1920–1930-х годов : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / Гурленова Людмила Викторовна. – Сыктывкар, 1999. – 389 с.
8. Дьякова, Т. А. Историко-культурная семантика и поэтика пейзажа : специальность 24.00.01 «Теория и история культуры» : диссертация на соискание ученой степени доктора культурологических наук : защищена 17.10.2005 / Дьякова Тамара Александровна. – Воронеж, 2005. – 300 с.
9. Эпштейн, М. Н. «Природа, мир, тайник Вселенной…» : система пейзажных образов в русской поэзии / М. Н. Эпштейн. – Москва : Высшая школа, 1990. – 302 с.
10. Баяна, Х. Троице-Сергиева Лавра в художественном восприятии писателей XX века (А. И. Куприн, И. С. Шмелев, Б. К. Зайцев) : специальность 10.01.01 «Русская литература» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Баяна Хатидже. – Москва, 2019. – 32 с.
11. Давыдова, Е. Н. Мотив дома в хронотопической структуре повести И. С. Шмелева «Богомолье» / Е. Н. Давыдова // Сибирский филологический журнал. – 2007. – № 1. – С. 48–60.
12. Коршунова, Е. А. Поэтика прозы И.С. Шмелева : традиции и интертекстуальность : специальность 10.01.01 «Русская литература» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Коршунова Евгения Александровна. – Харьков, 2010. – 22 с.
13. Любомудров, А. М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья : Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев / А. М. Любомудров. – Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2003. – 272 с.
14. Макаров, Д. В. Христианские понятия и их художественное воплощение творчестве И.С. Шмелева : специальность 10.01.01 «Русская литература» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук : защищена 25.12.2005 / Макаров Денис Владимирович. – Ульяновск, 2001. –194 с.
15. Марченко, Т. В. Символика цвета в прозе И. Шмелева : синее, розовое и золотое / Т. В. Марченко // И. С. Шмелев. Мир ушедший – мир грядущий : сборник статей. – Симферополь: Таврия-Плюс, 1993.
16. Мерцалова, О. С. Художественная объективация цветового восприятия в произведениях И. С. Шмелева и Б. К. Зайцева : 1920-1930-х гг. : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Мерцалова Оксана Сергеевна. – Орел, 2007. 205 с.
17. Руднева, Е. Г. Розовый цвет в «Богомолье» И.С. Шмелева / Е. Г. Руднева // И. С. Шмелев в контексте славянской культуры. VIII Крымские Международные Шмелевские чтения : сборник материалов Международной научной конференции. – Алушта : Таврия-Плюс, 1999. – С. 19–24.
18. Степанова, Н. С. Концепт «золото» в художественном мире И. С. Шмелева (на материале автобиографических книг «Лето Господне», «Богомолье») / Н. С. Степанова // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер. Лингвистики и педагогика. – 2018. – Т. 8. – № 4 (29). – С. 82–89.
19. Смирнова, М. Г. Пути земные / М. Г. Смирнова // Духовный путь Ивана Шмелева : статьи, очерки, воспоминания. – Москва : Сибирская Благозвонница, 2009. – С. 134–170.
20. Шмелев, И. С. Собрание сочинений : В 5 т. Т. 4. Богомолье. Романы. Рассказы / И. С. Шмелев. – Москва : Русская книга, 1998. – 560 с.
21. Ильин, И. А. «Святая Русь». «Богомолье» Шмелева / И. А. Ильин // Духовный путь Ивана Шмелева : статьи, очерки, воспоминания. – Москва : Сибирская Благозвонница, 2009. – С. 48–58.
22. Тыщук, О. А. Эстетические функции пейзажа в художественной прозе А. И. Солженицына : специальность 10.01.01 «Русская литература» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Тыщук Ольга Анатольевна. – Армавир, 2006. – 18 с.
23. Мерцалова, О. С. Религиозная репрезентация цветового компонента в эмигрантском творчестве И. С. Шмелева / О. С. Мерцалова // Святоотеческие традиции в русской литературе : материалы I Всероссийской интернет-конференции с международным участием. – Омск : Вариант-Омск, 2010. – С. 81–87.
24. Дунаев, М. М. Духовный путь И. Шмелева / М. М. Дунаев // Венок Шмелеву. – Москва, 2001. – С. 136–153.
25. Макаров, Д. В. Народный духовник пещер Гефсиманского скита : образ преподобного Варнавы Гефсиманского / Д. В. Макаров // Богословский вестник. – 2020. – № 2. – Т. 37. – С. 324–342.
Рецензия
Для цитирования:
Шестакова Е.Ю. Образ национального пейзажа в повести И. С. Шмелева «Богомолье». Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2023;20(4):128-138. https://doi.org/10.25587/2222-5404-2023-20-4-128-138
For citation:
Shestakova E.Yu. The image of the national landscape in the short novel “Pilgrimage” by Ivan Shmelev. Vestnik of North-Eastern Federal University. 2023;20(4):128-138. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2222-5404-2023-20-4-128-138