Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Расширенный поиск
Том 20, № 4 (2023)
Скачать выпуск PDF

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

5-13 161
Аннотация

Антиоксиданты в составе растений имеют определенную тропность к органам и тканям, соответственно и разные точки приложения. Физиологическая реализация эффектов антиоксиданта имеет строгую взаимосвязь с химическим и пространственным строением его молекулы: каждая функциональная группа в составе молекулы имеет определенную молекулярную мишень – своеобразную «точку активности». Такой подход открывает перспективы для разработки новых, более эффективных антиоксидантов [1]. Черноплодные ягоды являются прекрасным источником пигментов антоцианидинов – полифенольных соединений уникального антиоксидантного действия, аскорбиновой кислоты и других важнейших витаминов. Семена темноплодных ягод богаты ненасыщенными жирными кислотами. При этом ягодам присущ уникальный состав микро- и макроэлементов, таких как калий, магний, цинк, марганец и медь, которые выступают активными участниками окислительно-восстановительных реакций организма, обеспечивая работу всех звеньев антиоксидантной защиты организма [2]. Из всех темноплодных ягод плоды черной смородины и близкой к этому виду смородины дикуши имеют не только превосходящие показатели содержания аскорбиновой кислоты и богатый минеральный состав, но и наиболее плотную кожицу, в которой происходит накопление самой перспективной антиоксидантной группы полифенолов – антоцианидинов. Такое сочетание по принципу синергизма представляет перспективу высокой эффективности антиоксидантного действия фитокомплекса. Цель исследования включала определение биологически активных веществ в плодах дикорастущей смородины Ribes dikuscha Fisch. в зависимости от мест произрастания. В исследовании впервые определено содержание биологически активных веществ антиоксидантной направленности в плодах Ribes dikuscha Fisch. Проведен сопоставительный анализ биологически активных веществ и морфометрических характеристик в зависимости от места произрастания. В результате исследования получен вывод об отрицательной корреляции между размером плодов и суммарным содержанием низкомолекулярных антиоксидантов в ягодах и положительной корреляции между показателем толщины кожицы и количественным содержанием полифенольных соединений Ribes dikuscha Fisch.

14-22 137
Аннотация

Проблема дефицита йода в экосистемах Якутии оказывает серьезное воздействие на здоровье людей и животных, влияя на жизненно важные процессы и причиняя ущерб сельскому хозяйству. Целью данного исследования является изучение процессов круговорота йода в различных компонентах экосистемы, включая воздух, почву, воду, растения и животных. Исследование в данном направлении становится более актуальным с учетом распространенности проблемы дефицита йода, оказывающей воздействие как на здоровье местного населения, так и на производственную деятельность в сельском хозяйстве. Для глубокого понимания круговорота йода в экосистемах Якутии исследование проведено в различных биогеохимических провинциях, выделенных на основе ландшафтных и почвенных критериев. Лабораторные методы биохими- ческого анализа включали кинетический роданидно-нитритный метод, титриметрический метод и реакцию окисления роданид-иона. Изучение содержания йода в исследуемых компонентах экосистем Якутии выявило значительные различия в его концентрации в различных видах воды и почв в зависимости от биогеохимических характеристик провинций. Пастбищные растения Центрально-Якутской провинции по сравнению с Колымской провинцией демонстрировали значительно низкое содержание йода, не удовлетворяющее потребности местного скота. Это представляет потенциальную проблему для животноводства и связано с общими трендами концентрации йода в почвах данной провинции. В целом эти результаты подчеркивают важность понимания биогеохимических особенностей экосистем для разработки эффективных стратегий управления содержанием йода с целью обеспечения здоровья человека и животных в Якутии.

ФИЗИЧЕСКИЕ НАУКИ

23-30 141
Аннотация

Явление униполярной индукции тесно связано с проблемой электродинамики вращающихся систем отсчета. Попытки применения общей теории относительности для построения электродинамики вращающихся систем пока не привели к общепризнанной теории. Разные авторы получают разные системы уравнений электродинамики во вращающихся системах отсчета и разные модели электрического поля вращающегося магнита. Эти модели можно тестировать в экспериментах с вращающимися магнитами. В работе выполнен эксперимент по проверке двух моделей электрического поля вращающегося намагниченного шара. Теоретические модели предсказывают разные значения электрического потенциала униполярной индукции на полюсе и экваторе шара относительно бесконечности. В эксперименте выполнены прямые измерения потенциала полюса и экватора вращающегося намагниченного шара относительно заземленного экрана. Результаты эксперимента противоречат квадрупольной модели и соответствуют модели электрического поля, получаемой применением преобразований Лоренца для векторов поля, как внутри шара, так и вне его.

31-38 149
Аннотация

Одним из актуальных направлений применения голографии является измерение/визуализация переходных процессов в многофазных потоках. Одним из недостатков такого подхода ранее являлись регистрация в различных фоточувствительных элементах с последующим его переносом на цифровой формат и восстановление. С развитием цифровых технологий стала возможна прямая регистрация в ПЗС-матрицу интерференционных картин (голографических изображений). Однако и в цифровой голографии существует ряд проблем, требующих решения. К таким проблемам можно отнести алгоритмы восстановления, эффективную обработку данных, разрешение и т. д. В настоящее время численную реализацию восстановления и обработку голографических изображений можно осуществить в рамках классической теории дифракции или с помощью обобщенной теории Лоренца-Ми. Первое подразумевает непрямое решение уравнений Максвелла, т. е. применение принципа Гюйгенса-Френеля. Второй подход подразумевает прямое решение уравнений Максвелла для задачи голографии. В рамках данной работы предлагается численное моделирование голографического изображения полей от сферических частиц на основе обобщенной теории Лоренца-Ми. В рамках данной работы представлена численная реализация моделирования голографических изображений однородной сферы на основе обобщенной теории Лоренца-Ми. Представлен код реализации на языке программирования python. Результаты исследования демонстрируют возможность эффективного использования цифровой голографии для визуализации и анализа сферических объектов.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

39-50 180
Аннотация

Актуальность работы связана с применением метода литературной антропологии, изучением антропологических форм, впервые предпринятым по отношению к совокупности малороссийских повестей Н. В. Гоголя о современности: «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Проблемным является вопрос о том, как соотносятся особый рассказчик и особый мир. Цели и задачи связаны с анализом образа рассказчика и изображения персонажей прежде всего с точки зрения словесного портрета, что позволяет охватить важные аспекты человековедческого видения писателя. Акцент делается на том, как особый рассказчик создает приватный мир со всеми его субъектами и деталями. Рассмотрены особенности образа рассказчика как погруженного в быт, в материальное, сближенного с обыкновенным миргородским обывателем. Ставится вопрос об усложнении данного образа, не приведшего, однако, к цельности и завершенности образа. В созданном особым рассказчиком приватном мире господствуют особые законы, определяющие изображение персонажей. Разрушение границ между человеком и нечеловеком, внешним и внутренним, обывательским и божьим ведет к разрушению иерархического строения мира. Другое следствие этого – уподобление всего всему, тяготение к изображению массовидного, сходного, перекликающегося, в том числе акцентирование мнимой парности. Единичное стремится к парности, парное тяготеет к массовидному. Разрушение границ между внешним и внутренним ведет к доминанте телесности вне зависимости от того, показан человек как плоть или как форма. Можно говорить о доминанте у Гоголя личины над ликом (Флоренский), разъятии тела на части, автономизации и самостоятельной жизни этих частей. Придается чрезмерно большое значение костюму персонажа, который может заместить героя. Традиционное описание замещено выразительным представлением героя в двух вариантах: представление-вообще и представление-в-моменте.

51-63 149
Аннотация

Согласно ст. 35 Закона о языках в Республике Саха (Якутия), государственные и муниципальные учреждения должны иметь официальные вывески на обоих государственных языках республики – русском и якутском, а в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера – на их языках, которые в законе определены как официальные языки республики. Целью данной работы является анализ ошибок, допущенных при переводе на язык саха официальных вывесок учреждений образования Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия). Для достижения поставленной цели выполнены следующие задачи: 1) сбор и сортировка фотографий вывесок учреждений образования; 2) анализ исходного текста на русском языке, т. е. выделение схем представления информации об учреждении; 3) анализ текста перевода, т. е. оценка точности перевода и выявление переводческих ошибок; 4) классификация переводческих ошибок по 5 группам: графические ошибки, орфографические ошибки, ошибки при переводе сокращений, ошибки в порядке слов, грамматические ошибки; 5) лингвистический анализ выявленных ошибок; 6) выработка корректного варианта перевода вывесок. В работе применены статистические методы подсчета и сравнения для выделения схем представления информации об учреждениях на вывесках; методы наблюдения и сравнения текстов вывесок для выработки наиболее оптимального варианта перевода при наличии нескольких вариантов перевода одной и той же информации; методы анализа и синтеза при описании переводческих ошибок и при обосновании корректного варианта перевода. Практические рекомендации в виде схем и словника, выработанные в ходе данного исследования, имеют универсальный характер и могут быть применены для других организаций Республики Саха (Якутия), этим обусловлена актуальность исследования. Результаты анализа применимы для использования в обучении переводчиков в СВФУ им. М.К. Аммосова. В этом заключаются научно-практическая ценность и лингводидактический потенциал данной работы.

64-75 250
Аннотация

Статья посвящена исследованию одного из центральных для отечественной литературы мотивов – мотива возвращения на родину – в поэзии Николая Рубцова и Леонида Завальнюка. Биографический метод исследования позволяет выявить причины, делающие мотив возвращения на родину одним из ключевых в лирике Рубцова и Завальнюка: детство поэтов, рано потерявших мать, выпало на военные годы, оба оказались сиротами при живых отцах, на долгие годы были вынуждены покинуть родные места. Сравнительно-типологический анализ позволяет выявить общность в раскрытии данного мотива: возвращение на родину как возвращение в идиллический мир утраченного детства. При этом в стихотворениях обоих поэтов образ малой родины представлен в двух временных измерениях: прошлом и настоящем. Используя прием контраста, авторы показывают радикальные изменения родного пространства, невозможность принять произошедшие перемены. Сопоставление мотива возвращения на родину позволяет выявить не только сходство, но различие в мироощущении двух поэтов. Обращаясь к образу малой родины, Рубцов продолжает есенинские традиции, его внимание направлено на русскую деревню, сельскую природу, мотив гибели традиционного уклада жизни. Для Завальнюка мотив возвращения на родину обретает новый смысл: возвращение к себе подлинному, восстановление собственной целостности, принятие себя. Анализ поэтических текстов основан на трудах А. Н. Веселовского, Б. М. Гаспарова, М. Л. Гаспарова, Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпы. Результаты исследования могут быть применены при изучении истории русской литературы и литературного краеведения в вузе и школе.

76-83 138
Аннотация

В статье рассматриваются бурятские эмотивные конструкции с точки зрения коммуникативного выделения участников эмотивной ситуации. Актуальность исследования обусловлена общим интересом лингвистов в настоящее время к проблеме вербализации эмоций. Новизна работы заключается в применении дополнительного, коммуникативного аспекта при изучении средств вербализации эмотивности в бурятском языке. Цель исследования заключается в выявлении связи между синтаксической и коммуникативной структурами предложения, а точнее – между синтаксической позицией и коммуникативной выделенностью. Применялись методы лингвистического наблюдения, интроспекции, описания, методы дифференциального и компонентного анализов. Доказано, что сдвиг фокуса внимания говорящего с одного участника на другого или на саму эмоцию, находит отражение в синтаксической структуре предложения. Коммуникативно выделенной и значимой в структуре предложения является позиция подлежащего. Коммуникативная выделенность подлежащего в бурятском языке обуславливается также жестким порядком слов в предложении (подлежащее всегда тема/топик). В ходе исследования бурятских эмотивных конструкций как речевых актов автор выявил три типа конструкций с коммуникативным акцентированием участников эмотивной ситуации в позиции подлежащего. Это конструкции с коммуникативным акцентом: 1) на Экспериенцере, 2) на Стимуле, 3) на самой Эмоции. При этом отмечено, что Стимул может быть представлен как в развернутом виде (придаточными подлежащными), так и в свернутом виде (именными группами). Материалом исследования послужили современные тексты художественных произведений бурятских авторов, размещенные в электронном Бурятском корпусе. Также проводился опрос носителей языка с целью подтверждения либо опровержения сомнительных случаев коммуникативной выделенности.

84-93 147
Аннотация

Современное функционирование якутского языка и языков коренных народов Севера на территории Республики Саха (Якутия) является объектом пристального изучения многих исследователей. Это связано с тем, что многие языки северных и арктических территорий находятся на грани исчезновения в силу влияния различных антропогенных факторов. Настоящая статья направлена на выявление лингвистических особенностей живой речи жителей Юрюнг-Хаинского наслега Анабарского района, зафиксированных в рамках полевой работы в 2021 г. по проекту «Сохранение языкового и культурного многообразия и устойчивое развитие Арктики и Субарктики РФ» (Соглашение №075-15-2021-616 от 07.06.2021). Анализу подвергается спонтанная речь пяти респондентов, жителей исследуемого района. При обработке эмпирического материала исследования был использован комплекс методов: социолингвистический и описательный методы, структурный, количественный и статистический анализы. В ходе анализа лингвистического материала было установлено, что язык анабарских долган представлен языком, основу словарного состава которого составляют слова якутского происхождения, вместе с тем в речи респондентов встречаются долганская лексика и слова иноязычного происхождения (русизмы и эвенкизмы). Несмотря на влияние разных языков, многие слова в речи анабарских долган сохранили свое семантическое значение и идентичны значению в якутском языке. Тем не менее широкое распространение русского языка в образовательной, административной и производственной сферах обусловило довольно высокий уровень функционирования русизмов без адаптации под нормы якутского и долганского языков в речи респондентов. Язык анабарских долган, являясь ярким примером языкового синтеза и культурного обмена северных народов, является несомненной ценностью с точки зрения лингвистики и культуры. Различные языковые процессы, протекающие в настоящее время в Юрюнг-Хаинском наслеге, создают уникальную ситуацию, требуют более подробного изучения языка на теоретическом и эмпирическом уровнях.

94-103 188
Аннотация

В статье выявляются основные функции символизма луны в поэзии А. Ахматовой при помощи комплексного описания прямых и вторичных (месяц, лунный луч) наименований небесных светил с позиций функционального своеобразия «космизма», существовавшего в эпоху Серебряного века. Выделяются главные семантические группы с учетом культурологической и индивидуально-авторской специфики, выявляется специфика прямых («луна», «месяц») и семантически связанных («ночное светило», «лунный луч») образов небесного тела, воспроизводится индивидуально-авторская концепция «психологического пейзажа», выступающего в качестве ретранслятора эмоций лирического героя. Обосновываются образы небесных светил как сугубо важной составляющей национальной картины мира, а также системы нравственных и поэтических установок. Номинация небесных тел трактуется как взаимосвязь традиционного и поэтического восприятия мироощущения, реализуемого в творчестве Анны Ахматовой, представителя акмеизма. Вводится гипотеза о том, что солярно-лунарные образы – это неотъемлемая часть поэзии А. Ахматовой, важный элемент «психологического пейзажа», метафорического осмысления исторического контекста. В то же время именно образ «луны» считывается как смысловое и семантическое единство по нескольким тематическим группам и представленное широким спектром лексических единиц. Проводится сравнительный анализ сходных и противоположных аспектов, определяется влияние формы (полумесяц, диск) и цвета (зеленый, розовый, серебряный) ночного светила на интерпретацию мифопоэтических представлений, обосновываются индивидуально-авторские концепции в трактовке негативного лунного пространства, взаимосвязи реального и потустороннего мира, актуализируется представление о призрачности и иллюзорности происходящего в ночное время. Выделяются индивидуальные мифопоэтические трактовки «луны» в творчестве А. Ахматовой как апокалиптического символа мистического, потустороннего начала. Приводится статистика упоминаний концепта «луна» в поэтическом тексте. Презентуются частные значения концепта «луна» в творчестве А. Ахматовой, в том числе в качестве фонового пейзажа и символа творчества. Говорится о плодотворности дальнейших наблюдений за интерпретацией небесных светил и иных космических объектов в творчестве А. Ахматовой в аспекте построения художественной модели.

104-116 158
Аннотация

Отсутствие стабильности и единообразия в оформлении топонимов Республики Саха (Якутия) при их употреблении в официальном и бытовом общении является серьезной социальной проблемой. Номинативная функция географических названий напрямую связана с их стабильной орфографией. Но в официальных документах и справочниках (включая государственный реестр), в которых должны быть зафиксированы эталонные варианты написания географических объектов, наблюдаются непоследовательность и противоречивость, а также значительные разночтения в оформлении топонимов. Это множит ошибки во всех сферах, где используется данная лексика. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной лингвистике нормализация в сфере имен собственных, в том числе топонимов, исследована недостаточно, существует насущная необходимость в выработке принципов закрепления написания и произношения названий географических объектов, в частности ойконимов, с учетом их региональных особенностей. Цель работы ‒ рассмотреть проблемы нормализации ойконимов Республики Саха (Якутия) в различных нормативных и справочных источниках и предложить способы их фиксации в топонимическом словаре в соответствии с языковыми правилами. В статье проведен анализ основных типов орфографических ошибок, допущенных в существующих топонимических источниках, предложены стратегии выбора варианта написания географических названий. Рассматриваются сложные случаи слитного / раздельного и дефисного написания, выбора букв е / ё, употребления строчной или прописной букв в сложных словах, а также разночтения, касающиеся выбора грамматического рода ойконима. Описаны пути нормализации всех перечисленных случаев и орфографические варианты, примененные в «Словаре топонимов Республики Саха (Якутия): населенные пункты», предложены варианты их стандартизации.

117-127 141
Аннотация

Статья посвящена раскрытию специфики национальной идеи в произведениях тюркоязычных писателей Юсуфа Баласагунского, Абая Кунанбаева и Алексея Кулаковского. Актуальность статьи связана с ценностным, общекультурным осмыслением художественных текстов на тюркских языках, созданных в различные периоды истории. Научная новизна состоит в том, что в исследовании впервые рассматривается творчество данных авторов в контексте раскрытия национальной идеи в их вершинных произведениях. При сопоставлении текстов были применены историко-типологический, сравнительно-исторический методы исследования. Предметом анализа в данной работе стали произведения тюркоязычных писателей: «Благодатное знание» (1069–1070) Юсуфа Баласагунского, «Слова назидания» (1890–1898) Абая Кунанбаева и «Сон шамана» (1910) Алексея Кулаковского. Авторами отмечено, что все три писателя были духовными лидерами, занимавшими особое место в истории своих народов, универсальными личностями с особым складом ума, активной жизненной позицией, патриотическими устремлениями. Будучи трансляторами традиционных духовно-нравственных ценностей, они поднимали в своих произведениях актуальный во все времена вопрос – проблему сохранения и развития родного народа. В статье выдвинуто предположение, что типологическое сходство произведений вызвано культурно-исторической общностью народов и принадлежностью к одной семье языков. Проводится мысль, что идея единства и сохранения народа, выдвинутая в древнетюркских памятниках, отложилась в генетической памяти тюркоязычных народов. Генетико-типологическое сходство выявляется и в жанре произведений, имеющих четкую адресную направленность и написанных в форме обращения к народу. Произведения близки и по стилю повествования: авторы непосредственно обращаются к слушателям, апеллируя к их чувствам с помощью различных риторических фигур, что восходит также своими генетическими корнями к орхоно-енисейским памятникам, написанным от имени древнетюркских правителей, призывавших свой народ к объединению. Просветители как высокообразованные личности понимали, что существенным моментом социально-культурного преобразования и развития общества является овладение знаниями и основами науки и потому концептуальной идеей их произведений стала идея национального возрождения родного народа по цивилизационному и прогрессивному пути развития общества. Абай Кунанбаев и Алексей Кулаковский, понимая, что коалиция культур будет только способствовать прогрессу общества, призывали перенять достижения русской культуры, учиться русскому языку.

128-138 151
Аннотация

Цель настоящего исследования заключается в рассмотрении своеобразия художественного воплощения образа национального пейзажа в повести «Богомолье» писателя первой половины XX века Ивана Сергеевича Шмелева. Актуальность исследования определяется очевидно нарастающим интересом в современном литературоведении и научной сфере к богатому творческому наследию писателя, стремлении раскрыть оригинальность, уникальность, самобытность его таланта, многогранность художественного мира. Методами предпринятого исследования стали описательный, интерпретационный, биографический. Полученные в ходе литературоведческого анализа результаты показали, что образ национального пейзажа, представленный в повести И. С. Шмелева «Богомолье», содержит двуплановую структуру, соединяет реалистический и идеальный уровни. Это объясняется спецификой детского мировосприятия, поскольку образ природы дан сквозь призму взгляда героя-ребенка. Трактовка темы родного пейзажа строится на основе мотива красоты, актуализированного в установке на изображение восхищения маленьким героем неповторимостью, очарованием, изяществом окружающего мира. Дискурс автора, включенный в текст, привносит в повествование черты идеализации, связанные с мотивом воспоминаний об ушедшем детстве и утраченной в социальных катаклизмах Родины. Образ русской природы в повести «Богомолье» развивает мотивы тишины, покоя, радости, радостного восхищения природным миром, чуда, сказочности, одухотворенности. Лейтмотивными в поэтике произведения являются пейзажные образы солнца, света, ослепительного блеска, сближающиеся с мотивом радости и образом «золотого» детства. Важной цветовой доминантой в повести «Богомолье» становится розово-золотая, белая и синяя гаммы, оттеняющие представление об освященности Божьего мира и перекликающиеся с ностальгическими мотивами. Исполненные символизма образы Пасхи и мотив пасхальной радости вводят в текст тему вечной жизни, спасения и воскресения.

139-151 143
Аннотация

На протяжении последних нескольких лет статьи, посвященные COVID-19, не теряют своей актуальности в СМИ, интернете и на других коммуникационных площадках, поэтому тема коронавируса стала релевантной не только в рамках медицинских исследований, но и в лингвистической области. Постановка проблемы изучения заголовков статей о коронавирусе обусловлена, с одной стороны, важной ролью публицистики в формировании общественного мнения и вниманием к методам ее воздействия на читательскую аудиторию, с другой стороны, интересом современного общества к теме новой коронавирусной инфекции и пандемии в целом. Актуальность данного исследования заключается в том, что рассматриваемая тематика статей является сравнительно новой и еще не находит достаточного освещения в научных работах. Цель данной статьи состоит в выявлении и анализе структурно-семантических особенностей заголовков статей о коронавирусе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: выявить и проанализировать особенности заголовка как части публицистического текста, его виды и функции, а также его согласованность с содержанием текста; провести исследование структурно-семантических особенностей заголовков статей о коронавирусе, а именно какими структурными типами простого и сложного предложения представлены заглавия публикаций о коронавирусе, какова частотность их употребления в российских и британских изданиях и как та или иная структурная модель влияет на восприятие содержания статьи ее читателями. Опираясь на результаты проведенного исследования, мы пришли к заключению, что заголовок, обладая двойственной природой, выступает в качестве самостоятельной текстовой единицы и в то же время неразрывно связан с текстом публикации. К основным функциям заголовка, который характеризуется относительной краткостью, номинативностью, письменной фиксированностью, можно отнести графически выделительную, информативную, номинативную и рекламно-экспрессивную функции.

ДАТЫ, СОБЫТИЯ, ЮБИЛЕИ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-5404 (Print)
ISSN 2587-5620 (Online)